Актуально
Вс. Ноя 24th, 2024

Спецагент Богомолов: что не так с биографией знаменитого советского писателя

By Admin Июл3,2024

Непобедимые офицеры СМЕРШа

Однако самое главное и важное то, что в своем романе «Момент истины» Богомолов впервые в русской литературе ввел образы супергероев — это Таманцев и Алехин. Им все по плечу: упрямо преодолевая все преграды, они добиваются своей цели, превозмогая любое противодействие. Эти их колоссальные возможности очень ярко показаны в конце романа, в знаменитой сцене проверки документов и последующего задержания диверсантов.

Капитан Алехин за несколько минут смог, как очень мощный компьютер, прогнать в мозгу огромное количество информации, при этом проверяя ее и еще играя роль недалекого службиста. Он одновременно сверял документы, анализируя их подлинность, перебирал в памяти ориентировки на диверсантов, сличая данные оттуда с находящимися перед ними немецкими разведчиками, пытался подвигнуть к работе напарника из комендатуры, строил версии дальнейших событий, и искусно держал образ обычного проверяющего.

Старший лейтенант Евгений Таманцев — чистильщик и волкодав по прозвищу Скорохват. Его физические данные просто потрясают. Он способен увернуться от автоматной очереди, догнать любого диверсанта, вести беспромашную стрельбу с обеих рук, сам при этом находясь в движении.

Одновременно Таманцев молниеносно анализирует обстановку, замечает все, что делают другие и оказывает, при необходимости, любую поддержку коллегам. Также он способен моментально перевоплотиться в кого угодно, сыграть роль дураковатого тыловика или разгневанного офицера.

Недаром, когда Алехин, провоцируя диверсантов, наклоняет голову, он думает: «Как бы то ни было, от Таманцева они не уйдут». Причем оба офицера СМЕРШа всегда абсолютно уверены в том, что обязательно добьются своих целей. Думается, что обычные супермены им были бы на один зуб.

Первое кино Тарковского

Прославился Владимир Богомолов после выхода первой же своей повести «Иван» в 1957 году. Через пять лет по ней Андрей Тарковский снял свой первый полнометражный фильм «Иваново детство». Эта лента получила порядка двадцати призов на разных кинофестивалях и стала знаковой в мировом кинематографе. Повесть «Зося» вышла в 1963 году. По ней тоже сняли фильм и много лет хотели поставить оперу, но Богомолову не понравилось то, что получилось, и он воспротивился этому.

Самым легендарным его произведением стал роман «Момент истины», опубликованный в трех номерах журнала «Новый мир» за 1974 год. По нему сняли два фильма и сериал. Роман моментально стал популярным, его переводили на другие языки. В нем впервые была показана работа СМЕРШ, причем без всякого пафоса, без коммунистической идеологии, а просто как тяжелая и трудная работа.

«Момент истины» создал ореол всемогущей, очень опасной и никогда не уступающей противнику службе советской военной контрразведки. Очень детальная, с множеством документов, эта книга потрясает и до сих пор показом всей скрупулезности розыскной работы. И всем читателям сразу же стало ясно, что написать такое мог только тот, кто сам работал и воевал, находясь в рядах СМЕРШа.

Владимира Богомолова и считали бывшим контрразведчиком. Но последние лет двадцать его личность стала вызывать недоумение у многих исследователей. Тем более, что сейчас стали доступны многие архивы и то, что писатель сообщал о себе, порой никак не подтверждается. Возможно, это связано с тем, что он служил в контрразведке и привык создавать легенды, а потом это занятие перешло и в гражданскую жизнь. Так или иначе, личность Богомолова весьма загадочна.

Писарь или артиллерист?

На самом деле он вовсе не Владимир Осипович Богомолов, а Владимир Иосифович Войтинский. А новую фамилию он принял уже в пятидесятых годах и причина этого неизвестна. Сам он хранил молчание. Фамилия его матери Богомолец, и скорее всего, он немного ее изменил.

Биография писателя излагается в разных вариантах, но основное в ней то, что Богомолов начал воевать, уйдя на фронт еще в 1941 году добровольцем, а потом угодил в контрразведку, где и окончил службу уже после войны. Но если посмотреть документы, то возникает много вопросов. Например, на портале «Память народа» есть несколько документов, где упоминается Владимир (Владемир, Влад) Войтинский (Войтенский, Воитинский, Вайтинский, Волтинский) 1924 года рождения, уроженец Москвы, призванный на службу в 1943 году.

Вот направление из Казанского военно-пересыльного пункта в артиллерийско-техническое училище в Ижевск, составленное летом 1943 года. В нем четыре человека, Владимир Войтинский — старший команды, про него написано, что он кандидат в члены ВКП (б), образование 9 классов, призван Акташским РВК Татарской АССР. Указана и его военно-учетная специальность — 123. Она означает «писарь, чертежник».

Если посмотреть документы Владимира (Войтинского) Богомолова, то возникает много вопросов.

В последующих документах сведения о Войтинском немного меняются. Он то рядовой, то старшина, то его относят к младшему начальствующему составу. Конечно, возможно, речь идет о разных людях, но всегда неизменен год рождения — 1924 и место рождения — Москва.

В графе специальность то некий п/рабочий, то рыбак. Упоминается и Алуштинский район Крыма, но сам Богомолов в своих дневниках говорит, что до войны уезжал в Крым заработать денег. Документы 1943 года свидетельствуют, что Войтинский из ЛКТАУ (видимо, военное училище) направлен в Кострому в воинскую часть полевая почта 59904 (лагерь Песочный). Информация есть, что он был в Армавире, Удмуртии, в запасных стрелковых полках.

Сам Богомолов утверждал, что окончил до войны семилетку, но в документах указано образование «9 классов», а есть и «10 классов». Также не очень ясно с партийностью. Владимир Богомолов говорил, что был только в комсомоле, но в почти во всех бумагах военной поры Войтинский значится либо кандидатом в члены ВКП(б), а то уже и коммунистом. Также не понять, кем он был в частях. Военно-учетная специальность то 1 (стрелок), то 7 (артиллерист), то 123 (писарь).

Оказался на Чукотке

5 февраля 1944 года Войтинского Владимира Осиповича направляют из Армавирского городского военкомата на Армавирский пересыльный пункт для дальнейшего прохождения службы. 12 февраля в составе команды он убывает рядовым стрелком в 15 запасной стрелковый полк в Сталинграде. 18 февраля 1944 года «Войтенский Влад. Осипов.» в именном списке команд 6 роты распредпункта 15 ЗСП, отправлен в 356 запасной стрелковый полк в должности автоматчика.

В списке потерь указано, что рядовой Войтинский Владимир Иосифович 1924 года рождения, уроженец Москвы, призванный Акташским РВК ТАССР пропал без вести в феврале 1944 года. Об этом извещена его мать Богомолец Надежда Павловна. Через много лет после войны красноармеец Войтинский Владимир Иосифович был занесен в Книгу памяти Республики Татарстан, потому что призывался из этого региона.

Однако в феврале 1947 года военный комиссар Киевского района пишет в управление по учету погибшего и пропавшего без вести рядового и сержантского состава, чтобы сняли с учета Войтинского Владимира Иосифовича. Основание — инспектор райсобеса выяснила, что он жив и находится на Чукотке — «на днях имел разговор оттуда со своей матерью».

Следующий документ с портала «Память народа» — это акт о вручении медалей «За победу над Германией» от 15 октября 1947 года. Первым в списке Войтинский Владимир Иосифович, оперуполномоченный периферийного объекта УКР МГБ ДВВО (управления контрразведки министерства госбезопасности Дальневосточного военного округа). Эту медаль он получил на Сахалине.

Пальто не купили

Больше ни о каких наградах Богомолова, ни об участии в боевых действиях официальной информации нет. Из его опубликованных дневниковых записей известно, что он вернулся в Москву в конце сороковых годов прошлого века. Учился в вечерней школе, поступил в университет.

О работе не упоминается ни слова. Сам Богомолов писал, что получал пенсию, видимо, по инвалидности, в размере 901 рубля. В сентябре он внес запись в дневник, что из-за того, что пропустил освидетельствование во врачебно-экспертной комиссии и потому пенсию задержали на три месяца. На улице стало холодно, и Богомолов написал заявление начальнику пенсионного отдела УМВД Мудрецову с просьбой оказать материальную помощь для приобретения пальто. Ему ответили, что помочь не могут. Кстати, средняя пенсия тогда была 300 рублей, а мать Богомолова получала зарплату 325 рублей.

Вдова Владимира Богомолова сообщала, что ее муж в октябре 1949 года на основании данных обследования состояния здоровья согласно ст. 8-а 1 Приказа МВД СССР № 102 1939 года к военной службе был признан негоден. Инвалид II группы. И снова начинаются странности. Если в 1947 году он служил в МГБ, то какое отношение к нему имеет МВД? Это хоть и родственные ведомства, но служба у них разная. Где же все-таки служил Войтинский-Богомолов, в МГБ или МВД?

Вызывает недоумение и сам приказ, на основании которого прошло медицинское освидетельствование. В 1939 году вместо МВД было НКВД, а приказ №102 того года говорит о кадровых изменениях.

Исследователи выдвигают самые различные версии, спорят, обвиняют писателя в подтасовке фактов и так далее. На самом деле есть странности, связанные и с публикацией знаменитого романа «Момент истины». Богомолов утверждал, что рукопись не пропускали в печать, он воевал с КГБ и министерством обороны, на все ушло больше года. Но выяснилось, что от момента сдачи книги и до ее публикации в «Новом мире» прошло всего пять месяцев, то есть очень быстро по издательским меркам.

Богомолов старался писать, как он выражался, «мясисто».

Факты брал из жизни

На самом деле все это абсолютно не важно. Где и кем служил Богомолов, о чем и кому говорил, существовали ли «чистильщики» в СМЕРШе или нет, все эти расхождения и странности не имеют никакого значения. Главное одно, что именно Владимир Богомолов является автором замечательных произведений. Его книги написаны так, что от них невозможно оторваться, пока не дочитаешь до конца. Все они рассказывают о честных, порядочных, благородных людях.

Его стиль изложения прост и доступен, но в тоже время он буквально двумя предложениями может нарисовать огромную картину, где происходит действие. Например, в повести «Иван» описывается встреча Гальцева и полковника Грязнова. «В роще, где мы расположились, было тихо, поседевшие от инея листья покрывали землю, пахло пометом и конской мочой. На этом участке входил в прорыв гвардейский казачий корпус, и в роще казаки делали привал». Сразу же перед глазами появляется осенний лес, ископыченная лошадьми земля.

Богомолов старался писать, как он выражался, «мясисто». Кроме того, будучи весьма наблюдательным (как истинный контрразведчик), он записывал разные жизненные ситуации, которые потом использовал в своих книгах. Например, увидел, как спортсмен-метатель молота крепко пожал руку молодому парню, который после этого аж присел. Этот эпизод он описал в «Моменте истины», когда генерал Егоров пожал руку лейтенанту Блинову. У того от сильного рукопожатия тоже согнулись коленки. Использовал Богомолов и письма своей матери. На их основе он написал главу «Письма 44-го года». Был еще у писателя неприятный знакомый, чертами его характера он наделил майора Кирилюка, направленца из Москвы.

В последние годы Владимиру Богомолову стали приписывать авторство еще одного замечательного романа — «Время надежд». В нем описывается начало войны, а главный герой — разведчик, бывший десантник (совсем как Богомолов в своей официальной биографии). Автором произведения указан Игорь Святославович Русый, о котором неизвестно вообще ничего, кроме двух слов в аннотации — «бывший разведчик».

Стиль романа очень схож с богомоловским, в нем много афоризмов, которые тот собирал, да частенько и придумывал. Так что возможно, Богомолов — автор еще одной прекрасной книги. И это еще одна загадка, одна из многих, что оставил после себя этот замечательный русский писатель.

Источник Российская газета

By Admin

Related Post

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *