Актуально
Чт. Ноя 14th, 2024

Петербургские промышленники ищут нестандартный ответ на кадровый вопрос

By Admin Июл2,2024

Проблемы человеческого капитала специалисты обсудили на круглом столе “Кадровый суверенитет судостроительной отрасли России: промышленные учебные центры столицы судостроения” в рамках Международного военно-морского салона “Флот-2024”.

Судостроение в Северной столице сегодня одна из самых динамично развивающихся отраслей промышленности, на петербургских верфях строится 40 процентов от всех кораблей, судов и катеров для ВМФ и силовых ведомств. Строить еще больше не дает кадровый голод, особенно по рабочим специальностям – достаточно посмотреть вакансии, открытые судостроителями. Несмотря на относительно высокие зарплаты, зачастую с их помощью все равно не удается закрыть даже те вакансии, которые не требуют вузовского диплома, большого опыта или высокой квалификации. В ходе круглого стола рассказали, что на одной из верфей не могут найти контролера ОТК на зарплату в 80 тысяч рублей: люди не хотят идти на завод, когда те же или даже большие деньги можно заработать, например, в доставке или алкогольном магазине. Эта ситуация характерна для всего машиностроения, ставшего в последние годы одним из локомотивов роста промышленного производства. Можно ли изменить ее в ближайшее время?

Это реально, говорят эксперты, но придется серьезно пересмотреть принципы управления человеческим капиталом. Безальтернативными инструментами решения кадрового вопроса сегодня являются повышение производительности труда и ранняя профессиональная ориентация детей и подростков. Чтобы создать кадровый резерв, также необходимо укрепить систему среднего профессионального образования, предоставить студентам технических вузов возможность параллельного получения рабочих профессий, обеспечить переобучение тех, кто потерял работу, прервал трудовой стаж или хочет сменить профессиональную сферу.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге Валерий Калугин считает, что в связи с острой нехваткой на заводах города квалифицированных рабочих кадров необходимо сократить количество бюджетных мест в вузах по направлениям, в которых год от года фиксируется переизбыток выпускников, не находящих работу по специальности (экономисты, юристы, менеджеры). А высвободившиеся государственные средства передать в сферу среднего профессионального образования.

Расширение приема в колледжах и техникумах уже происходит, но такие учебные заведения сами сталкиваются с кадровым дефицитом. Как рассказала заместитель директора по развитию Центра опережающей профессиональной подготовки Санкт-Петербурга (ЦОПП) Виктория Бичурина, в 2024/2025 учебном году количество бюджетных мест в городских учреждениях среднего профессионального образования будет увеличено до 27 тысяч, что на четыре тысячи больше, чем в предыдущем учебном году. Но возможности для дальнейшего расширения туманны.

Новые техникумы и колледжи не строятся, а главное – катастрофически не хватает педагогического состава, при этом возраст большинства педагогов перевалил за 60 лет. Прежде всего не хватает мастеров производственного обучения, которые не только учат молодых людей работать руками, передают свой многолетний опыт, но и помогают воспитанникам найти себя во взрослой жизни.

Одним из способов смягчения дефицита рабочих на петербургских предприятиях может стать расширение практики переобучения граждан на востребованные экономикой специальности с последующим трудоустройством в рамках федерального проекта “Содействие занятости”. Как отметила Бичурина, сейчас в Петербурге по этой программе готовят операторов станков с ЧПУ, монтажников радиоэлектронного оборудования, сварщиков, токарей, слесарей и даже операторов коммерческих БПЛА. Такой возможностью могут воспользоваться безработные граждане, студенты старших курсов, ветераны боевых действий, родители маленьких детей, прервавшие трудовой стаж, и некоторые другие категории граждан. Чтобы начать обучение, соискатель должен подписать соглашение о намерениях с работодателем.

Специалисты предлагают обратить особое внимание на студентов технических вузов и максимально обеспечить им возможность параллельного получения рабочей профессии, а не только вузовской специальности по диплому. Например, будущий инженер за время учебы в вузе вполне может освоить работу оператора, сварщика или слесаря, будущий архитектор или дизайнер – строительную профессию и так далее.

Инженером может стать далеко не каждый, но людей, способных к инженерно-техническому творчеству, в том числе на рабочих должностях, необходимо выявлять и профессионально ориентировать не в старших, а в младших классах школы, а может быть и раньше. “Некоторые судостроительные предприятия уже идут в детские сады. Они рассказывают маленьким детям о том, почему корабли не тонут. И это уже первый взгляд в будущее, потому что росток не посадишь – ничего не вырастет. А дальше в школах будет такой предмет, как труд, это тоже очень важно. Потому что дети научатся работать руками и им будет интересно создавать что-то новое”, – говорит психолог-консультант Ольга Чернаус.

Участники дискуссии пришли к выводу, что кадровый вопрос хотя бы в масштабах города можно решить только общими усилиями промышленников и органов власти. Сегодня же ответственность за кадры “размазана” сразу по нескольким городским комитетам и подведомственным организациям. Прозвучало предложение создать Совет по кадрам при губернаторе Санкт-Петербурга. Ну, а со стороны производственников главным инструментом должно стать повышение производительности труда, снижающее потребность в неквалифицированном труде. С учетом сложной демографической ситуации и усилением контроля в миграционной сфере каждая пара рабочих рук должна использоваться с максимальной эффективностью.

Источник Российская газета

By Admin

Related Post

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *