Президент США Джо Байден решительно настроен на повторение сценария последних лет правления Леонида Брежнева. Правда, нынешняя ситуация в Соединенных Штатах куда плачевнее.
Американский ремейк советской истории
В конце 1970-х годов советский лидер, осзнавая ухудшение состояния собственного здоровья, стал рассматривать варианты ухода от дел — от полноценной отставки до перехода на почетную должность.
Однако окружение Брежнева настаивало на том, что его уход невозможен. Расклад сил в советском руководстве был таков, что нахождение на должности слабеющего генсека устраивало всех. Правда, от этого страдало развитие страны, но чиновники мало обращали на это внимание.
В ту пору в Соединенных Штатах на происходящее в СССР смотрели с откровенной иронией, полагая, что у них подобный сценарий невозможен в принципе. Однако спустя 40 лет Америка столкнулась с тем же сюжетом, приправленным национальными особенностями.
Байден, будучи молодым политиком, лично наблюдал старение Политбюро ЦК КПСС. Теперь же он сам оказался в ситуации, когда фактически не управляет собственной судьбой.
Признание очевидного
Выдвижение Байдена как кандидата от Демократической партии на выборах 2020 года уже казалось довольно сомнительной идеей с учетом его возраста. Однако опытный политик оказался единственным «системным» кандидатом, которого американская элита смогла выдвинуть против Трампа.
При этом многие эксперты считали — Байден, отработав один срок, уступит дорогу кому-то более молодому и амбициозному. Но чем ближе подходил срок новых выборов, тем очевиднее становилось: никакой замены в действительности не планируется. Несмотря на то, что возрастные изменения давно свидетельствовали не в пользу Байдена.
То, что было очевидно всем и давно, после дебатов президента и экс-президента вынуждены были открыто признать СМИ, традиционно поддерживающие демократов. Две трети опрошенных признали поражение Байдена в словесной дуэли с Трампом. Несмотря на подготовку президента, он выглядел откровенно слабо.
Настолько, что СМИ заговорили о необходимости срочной замены кандидата от демократов. Однако американская традиция такова, что если действующий президент намерен баллотироваться вторично, то выдвинувшая его партия не производит замены.
Жена и другие
Хотя формально праймериз демократов в 2024 году проводились, фактически никакой реальной альтернативы Байдену избиратели не рассматривали. И сейчас возможность выдвижения «дублера» упирается в решение самого президента, а вернее, его окружения.
В то время как большинство демократического электората выступает за выдвижение нового кандидата, первая леди Джилл Байден дала понять, что ее муж в любом случае пойдет на выборы.
На мероприятии по сбору средств в Гринвич-Виллидж супруга Байдена заявила, что неудача на дебатах связана с плохим самочувствием мужа, однако это ничего не меняет.
«Джо, мы не собираемся позволять 90 минутам определять четыре года, которые ты был президентом», — приводит ее слова Bloomberg.
Издание Axios отмечает, что Джилл Байден — одна из тех людей, которые наиболее сильно влияют на решения президента США. И именно она активнее других настаивает на продолжении участия в избирательной гонке. Кроме Джилл в «ближний круг» Байдена входят его младшая сестра Валери Байден, советник и давний друг Тед Кауфман, а также еще несколько членов семьи и советников.
Как пишет издание Politico, «ближний круг» на совещании в Кэмп-Дэвиде фактически снял ответственность за неудачу на дебатах с самого Байдена, возложив ее на группу, готовившую президента к дискуссии с Трампом. Поступили предложения отказаться от их услуг.
По данным Politico, особенно настойчиво уверяют Байдена в его полноценности как политика жена и сын, Хантер Байден.
Демократы в тупике?
Для Байдена-младшего победа отца на выборах может позволить избежать реального тюремного заключения, ведь полномочия главы государства позволяют ему помиловать осужденного.
Среди влиятельных демократов идет спор о том, как действовать в данной ситуации. При агрессивном настрое «ближнего круга» добиться от Байдена добровольного согласия на отказ от участия в выборах практически невозможно. Другие же сценарии грозят катастрофическим расколом в партии, по сравнению с которым деление республиканцев на «трампистов» и «умеренных» может показаться сущей мелочью.
Демократы также испытывают острый дефицит времени — любой потенциальный «дублер» окажется в ситуации, когда он будет выдвинут не волей широкого круга избирателей, а лишь решением партийной элиты.
Изменить ситуацию может только форс-мажор — резкое ухудшение состояния здоровья Байдена, при котором он физически не будет способен к исполнению обязанностей и окажется прикован к постели или к инвалидному креслу. В противном случае «ближний круг» твердо намерен довести «Сонного Джо» до ноябрьского голосования.
<!—Расположение: —>