Социальный портрет среднестатистического ваххабита со временем изменился, сейчас у данной идеологии, которая напоминает ранний революционный марксизм, имеется достаточно много сторонников среди образованных и обеспеченных мусульман. На это обратил внимание политолог Илья Ухов.
«В радикализм идут уже далеко совсем не бедные и отчаявшиеся люди. Не от безысходности и наличия финансовых проблем, а, наоборот, через рост информационной вовлечённости и воздействие салафитских проповедников. В террор приходят люди с высшим образованием, люди, которые могут себе позволить выезд за рубеж, многие имеют успешный бизнес», — написал он в телеграм-канале.
По словам эксперта, бесконтрольная миграция создаёт опасную ситуацию: идеология ваххабизма в РФ выходит на «режим самоокупаемости». Он добавил, что сегодня уже не нужно ввозить в страну «чёрный нал» для организации терактов и обеспечения работы салафитских проповедников. В то же время формируется радикальная идеология, которая предполагает, что чуждые традиционным коренным народам этносы будут жить не вместе с другими, а «вместо» них.
Как заметил Ухов, кроме идеологического существует и силовое крыло ваххабитов, которое развивается в подпольных поп-ММА клубах. Опыт государств Центральной Азии показывает, что салафиты могут проникать и на руководящие позиции в силовых структурах. Кроме того, в системе ФСИН создаются «тюремные джамааты», «сила» которых была показана во время захвата сотрудников в ростовском СИЗО.
Говоря о сходствах ваххабитской идеологии с ранним революционным марксизмом, политолог в первую очередь обратил внимание на апеллирование к идеалам «всеобщей справедливости» и эксплуатацию социальных проблем в не самых благополучных регионах.
«Во-вторых, это провозглашение политического универсализма, принесение России в жертву всемирным идеалам — будь то всемирная революция или псевдоджихад. В-третьих, проводниками салафизма также всё чаще становятся люди из средних слоёв общества. В-четвёртых, такая же опора на массы манипулируемых пролетариев», — заключил Ухов.