Ливень из сатирических журналов
Для Западной Европы, а особенно для Англии, которую Пушкин называл «отечеством карикатуры и пародии», вполне привычно, когда сатирик/журналист может иметь в обществе больший вес, чем правительство. Такая ситуация была и в России — в период Первой русской революции. Объявленная Манифестом 17 октября свобода слова повлекла за собой небывалые цензурные послабления. Многочисленные сатирические листки, журналы и газеты, как столичные, так и провинциальные, буквально наводнили империю. Ничего подобного ни до, ни после в российской истории не было. По общим оценкам исследователей, в этот период в 40 городах Российской империи вышло до 500 сатирических изданий1. Широкое хождение имели открытки и листовки, тиражи которых технически невозможно подсчитать.
Осенью 1905 г. всю Россию охватила Всероссийская октябрьская политическая стачка. Бастовал телеграф, останавливалось движение поездов. К началу октября в стачечном движении участвовали уже до 2 миллионов человек, не прекращались беспорядки. В столице возник Петербургский совет рабочих депутатов, призывавший к неповиновению власти. В этих сложных условиях стало очевидно, что обстоятельства требуют решительных мер и незаурядного сильного человека, готового остановить смуту. Им и стал С.Ю. Витте, занявший 19 октября пост председателя правительства.
Портрет С.Ю. Витте в газете «Новое время». 1903 г.
Первый русский премьер сразу же стал главным героем бесчисленных иллюстрированных революционных изданий. Многие журналы выходили с изображениями Витте на обложках, тем самым привлекая внимание читателей. Существовал целый ряд знаковых деталей, по которому публика безошибочно «опознавала» Витте — например, графская корона на голове (отсылка к новому титулу за подписание Портсмутского мира) или даже бутылка водки (намек на введенную по инициативе Витте винную монополию 1894 г.).
Карикатурные портреты появлялись почти в каждом из таких журнальчиков, иногда встречалось несколько изображений не только в одном номере, но и на одной странице. Среди авторов карикатур были признанные мастера с академической выучкой — Иван Билибин, Мстислав Добужинский, Борис Кустодиев, Евгений Лансере, Николай Ремизов (Реми), Василий Сварог, Сергей Чехонин и другие.
Почему же именно Витте стал главной мишенью сатиры? Несмотря на объявленную свободу прессы, оставался цензурный запрет на изображение царя и членов императорской фамилии. Поэтому все отклики на злобу дня в графике и сатирических виршах нашли свое выражение именно в нападках на высокопоставленных бюрократов. Еще одна причина крылась в самой личности С.Ю. Витте, хорошо знакомого публике задолго до своего назначения на пост председателя правительства. Ведь он возглавлял и министерство путей сообщения, и министерство финансов.
«Все хотели Витте, все ожидали Витте…»
Многим в России представлялось, что в смутные дни осени 1905 г. не было крупнее фигуры из государственных людей, столь же популярных в обществе. Государственный деятель, привезший мир с Японией из Портсмута, самодержавный бюрократ, державший годами в своих руках почти всю — так казалось массам — полноту власти, стал первым премьер-министром в истории страны. Василий Розанов, один из самых талантливых публицистов эпохи, так описал настроение общества:
«Известно, что до 17 октября все хотели Витте, все ожидали Витте, все пророчествовали Витте. Было тоже «голосование», только без бюллетеней»2.
На карикатурах Витте: то канатаходец, то хитрая лиса, то клоун…
С первых дней работы на посту премьера он стремился заручиться поддержкой общества. Встречался сановник и с лидерами образовавшихся после 17 октября 1905 г. политических партий. 21 октября 1905 г. он провел переговоры с либерально-земской оппозицией, чтобы пригласить в правительство наиболее авторитетных ее деятелей. Однако в ответ услышал безапелляционные требования о немедленной амнистии для политических заключенных и о срочном созыве Учредительного собрания на основе всеобщего избирательного права для выработки полноценной конституции. Это было неосуществимо в тех условиях. Всеобщего избирательного права в 1905 г. не существовало ни в одной из ведущих европейских стран. Получить поддержку власти со стороны общественности, как того хотел премьер, не удалось.
Положение в стране в октябре-ноябре 1905 г. было нестабильным, достичь компромисса власти с общественностью не получалось. Разуверившись в возможности мирного пути успокоения страны, Витте перешел к жесткому подавлению революции. В конце ноября 1905 г. был арестован Петербургский совет рабочих депутатов, а в декабре подавлено московское вооруженное восстание.
Подобное изменение тактики Витте было воспринято либеральной общественностью как двуличность и вероломство. Неопределенность политической программы Витте, а также шаткость его положения обыгрывались на страницах сатирической прессы.
Карикатуристы тонко уловили недоверие общества. Например, С.В. Чехонин изобразил Витте за строительством карточного домика — Манифеста. Образ «карточного домика» и сегодня не требует комментариев.
«Сергей Жульевич»: и дока, и ловкач…
Одним из знаковых сюжетов, связанных с Витте, следует считать образ канатного плясуна. Сравнение деятельности политика с мастерством канатоходца имеет в карикатуре давнюю традицию3. Оценка Витте как двуличного и беспринципного политика — «клоуна», «жонглера»4, «канатного плясуна»5, «двоязычного грешника»6, «двуликого Януса»7 была общей для авторов сатирических журналов. Его прагматизм рассматривался не иначе как «виляние хвостом»8 и политиканство. Параллель между деятельностью Витте и цирковой акробатикой нашла свое воплощение и в графике.
На карикатурах Витте: то канатаходец, то хитрая лиса, то клоун…
В октябре 1905 г. в одной из своих статей «министром-клоуном» назвал Витте и В.И. Ульянов (Ленин), критикуя его метания между возможными сторонниками власти и попытки обуздать революционную волну9. Впоследствии оценки сановника как «министра-клоуна» перешли и в советскую историографию.
Реноме Витте как беспринципного и своекорыстного человека сформировалось задолго до описываемых событий. Один из видных столичных чиновников вспоминал: «Петербуржцы перекрестили его в «Сергея Жульевича»: репутации доки и ловкача за ним не отрицал никто»10. В условиях революции эта репутация обогатилась новыми подробностями и оказалась на страницах популярных журнальчиков, многократно тиражировавших различные образы — как в едких эпиграммах и стихотворениях, так и в рисунках карикатуристов.
Авторы сатирических журналов обращали внимание на то, что новый глава правительства намерен действовать старыми бюрократическими методами. Хотя на карикатурах в окружении Витте фигурируют более полусотни чиновников и общественных деятелей, но чаще всего он изображен в компании министра внутренних дел Петра Дурново, обер-прокурора Константина Победоносцева и столичного генерал-губернатора Дмитрия Трепова. Ближайшими сподвижниками «либерального премьера» современники видели самых одиозных чиновников — мракобесов и душителей свободы, как их воспринимала широкая публика.
«Изворотлив как лисица»
Следуя традициям русской и мировой сатиры, художники-карикатуристы обращались и к анималистическим образам. За Витте прочно закрепился образ лисицы, причем первые отсылки к нему встречаются в журналах уже в 1905 г.11 Лисица — один из главных персонажей русского фольклора. Она лукава, изворотлива, льстива и с легкостью готова обмануть для собственной выгоды. Образ лисицы совмещает в себе сразу несколько важнейших качеств — беспринципность, ловкость, плутовство. Всеми этими политическими чертами публика наделяла премьер-министра. Подтверждением распространенности образа может служить и большое количество открыток, имевших широкое хождение. На одной из них была изображена лисица, а подпись внизу гласила: «Правительство Витте». Анонимный художник, очевидно, ориентировался на популярный образец, понимая, что современники легко разгадают эту загадку — даже и в простонародной среде.
Вместе с тем Витте на страницах сатирических журналов представал как властный и хитрый политик, играющий особую роль в текущих событиях. «Все теперь творится не нашим умом, а Витте судом», — констатировал журнал «Шут»12. «Не так живи, как хочется, а как Витте велит», — признавала редакция журнала «Бомбы»13. «Витте — рука владыка», — вторил им «Букет»14. Подобные примеры можно продолжать.
На карикатурах Витте: то канатаходец, то хитрая лиса, то клоун…
Пытался ли Витте противостоять нападкам? Сановник всегда прилагал огромные усилия, чтобы расположить к себе общественное мнение. В первую очередь он ориентировался на аудиторию крупных газет — «Нового времени», «Московских ведомостей», «Биржевых ведомостей». Начальник Главного управления по делам печати А.В. Бельгард вспоминал, что Витте осенью 1905 г. обратился с просьбой запретить антиправительственную публикацию. Тогда, пишет Бельгард, стало ясно, насколько граф не ориентируется в новой ситуации, когда прессу практически невозможно было контролировать15.
Вряд ли выбранную Витте тактику можно назвать главной причиной падения его популярности, но одно бесспорно: во время революции материалы сатирических изданий оказывали несравнимо большее влияние на политику, чем целенаправленные действия государственного деятеля. Граф С.Ю. Витте подал в отставку 19 апреля 1906 г., а 22 апреля она была принята императором. Об уходе премьер-министра со своего поста в стране — от столиц до самых отдаленных местностей — узнали с облегчением. Борьбу за симпатии общественного мнения власть в 1905-1906 гг. проиграла.
Бремя репутации
С.Ю. Витте был не единственным государственным деятелем Российской империи, которого изображали в политической карикатуре16. Однако в 1907 г., окончательно подавив смуту, правительство вернуло себе контроль над периодической печатью, и политическая карикатура в Российской империи практически прекратилась. Многотиражные сатирические журналы «Шут» и «Сатирикон» не могут сравниться остротой и вседозволенностью с сотнями радикальных и резких революционных листков. Поэтому Витте был первым государственным деятелем, выдержавшим на себе столь массированный и яростный натиск сатирической прессы — как легальной, так и нелегальной. Возможно, конкурировать с ним в этом могли позднее лишь Григорий Распутин и император Николай II в период Февральской революции 1917 г.
В условиях кризиса власти именно политическая репутация Витте определяла многое в отношении широкой публики к правительству. Публика связывала с главой кабинета успехи и провалы проводимых мероприятий, надежды и ожидания политических преобразований. Впервые в публичную сферу оказались вовлечены миллионы людей по всей империи.
За полгода работы кабинета Витте и при его деятельном участии были разработаны и приняты важнейшие законодательные акты, в том числе — Основные Законы Российской империи. Один из министров правительства Витте, граф И.И. Толстой, признавал заслуги первого премьер-министра: «За шесть месяцев вы сделали больше, чем за 50 лет до вас!»17 Далеко не все современники разделяли подобные оценки, да и жить в эпоху перемен простому обывателю очень неуютно.
Визуальные образы клоуна, циркового эквилибриста, паяца, хитрой лисы, выполненные с разной степенью художественной выразительности, накладывались друг на друга, дополняя и многократно усиливая подстрекаемую ненависть и остроту оценок. Яркие, острые, часто несправедливые нападки, помещенные в сатирических журналах, без лишних слов показывают глубину противоречий между обществом и властью в 1905-1907 гг. Отношение общественного мнения к опальному государственному деятелю не претерпело серьезных изменений за долгие годы его отставки18. Можно предположить, что отчасти и сатирическим журналам Витте обязан тем, что он вошел в историю прежде всего как успешный министр финансов, и так мало оценена его деятельность на посту первого российского премьер-министра.
- 1. См.: Привалов В.Д. Сатирическая печать Первой русской революции (1905-1908): по периодическим изданиям Петербурга. СПб., 2018. С. 12. См. также: Деили Дж. Пресса в России (1906-1917) // Вопросы истории. 2001. N 10. С. 28.
- 2. Варварин [Розанов В.В.] Витте и Победоносцев // РГИА. Ф. 1622. Оп. 1. Д. 736. Л. 183 об.
- 3. См., например: Успенский В.М., Россомахин А.А., Хрусталев Д.Г. Имперский шаг Екатерины: Россия в английской карикатуре XVIII века. СПб., 2016. С. 78-83, 155. Более близкий к Витте пример: карикатура Н.А. Степанова в журнале «Искра» (1862. N 21) на министра внутренних дел П.А. Валуева. На рисунке министр пытался пройти между «Да» и «Нет»; подпись под карикатурой гласила: «Либерал-эквилибрист, колеблющийся во все стороны и отыскивающий благоразумную середину».
- 4. Я. Жонглер // Новости дня. 1906. 7 мая.
- 5. Паяц. 1905. N 1. С. 9.
- 6. Вампир. 1906. N 3. С. 5.
- 7. Бич. 1906. N 1. С. 3; Шершень. 1906. N 1. C. 6.
- 8. Ленский Вл. Сказанье о лисьем хвосте // Журнал журналов. 1906. N 1. С. 6.
- 9. Ленин В.И. Между двух битв. 15 ноября 1905 // Ленин В.И. Полн. собр. соч.: В 55 т. 5-е изд. М., 1958-1975. Т. 12. С. 50; Ленин В.И. Планы министра-клоуна // Там же. Т. 16. С. 313.
- 10. Тхоржевский И.И. Последний Петербург: воспоминания камергера. СПб., 1999. С. 54.
- 11. Дон Рамиро. На мотив из Гейне][ // Паяц. 1905. N 1. С. 9; Дух Банко [Гликман Д.И.]. Сцена из «Бориса Годунова» // Спрут. 1905. N 1. C. 4; Аноним. Наваждение // Журнал журналов. 1906. N 7. C. 6.
- 12. Аноним. Поговорки наших дней // Шут. 1906. N 1б.][ С. 7.
- 13. Бомбы. 1906. N 2. С. 7.
- 14. Букет. 1906. N 3. С. 7.
- 15. Бельгард А.В. Воспоминания. М., 2009. С. 259-260.
- 16. См., например, о П.А. Столыпине: Голиков А., Рыбаченок И. Путь «канатоходца» // Родина. 2012. N 4. С. 99-102.
- 17. Воспоминания министра народного просвещения графа И.И. Толстого / cост. Л.И. Толстая. М., 1997. С. 286.
- 18. Подробнее см.: Сагинадзе Э.О. Реформатор после реформ: С.Ю. Витте и российское][ общество. 1906-1915 гг. М., 2017.