У Стены и под Стеной
Еще не успев вернуться из Израиля, приходится отвечать на вопрос, который тебе задают десятки раз. Всех — коллег, друзей и знакомых интересует только одно: там война, да? Страшно?
О том, что происходит на Ближнем Востоке, нам расскажут ученые-востоковеды. Сделают профессиональный анализ ситуации — я и сам послушаю. Я же не востоковед. Хотя в Израиле в пятый раз. На этот раз был в Иерусалиме и Тель-Авиве, в Иудейской пустыне и на Мертвом море. Как там? Да точно так, как в Москве, в Казани или в Питере: один в один.
Жизнь продолжается, пляжи Тель-Авива — как в Сочи, если бы спасатели не кричали в громкоговорители на иврите — так и не отличить. В кафе вечером не найти свободный столик. Во всех парках толпы отдыхающих, в основном с собаками, здесь собаки, как у нас коты, культовые животные. На День Иерусалима весь город стал сценической площадкой огромного лазерного шоу.
А как же все-таки страсти человеческие? А все земные неразрешимые проблемы лучше обсуждать… Где и с кем? Ну мы же на Святой Земле. Со своим Богом, у Стены Плача, в Храме Гроба Господня или в мечети на Храмовой горе — у каждого своя вера.
В Израиле я всегда посещаю Храм Гроба Господня. Но раньше, чтобы коснуться гробницы Иисуса, нужно было простоять в очереди много часов. А сейчас — о чудо! — просто подошел к Кувуклии, а монах-грек уже подзывает: чего замер, заходи! Так же свободно поднялся и на Голгофу.
И еще хорошая новость: церкви, которым принадлежат права владения и пользования святынями и пределами храма, договорились о ремонте.
А вот можно ли христианину подойти к Стене Плача? Она тут близко, в паре сотен шагов.
«Когда царь Соломон построил здесь Первый храм, он просил Бога, чтобы были приняты просьбы каждого человека, который здесь молится, — говорит раввин Стены Шмуэль Рабинович. — И неважно, еврей он или не еврей».
Это Стена плача (в Израиле ее называют Западной стеной), но самая необычная ее часть. Миллионы паломников и туристов видят совсем другую, наземную Стену. А это ее подземная часть. Фото: Игорь Елков/РГ
Рав Шмуэль дважды у Стены встречал президента Путина. Во второй приезд Путину показали подземные туннели. Это наполненное археологическими сокровищами подземелье времен Второго храма. И мне туда тоже надо. Раскопки продолжаются, и нашли много чего интересного.
Но сначала — в ад.
Библия как путеводитель
Итак, я в аду. Впрочем, такими вещами не шутят, поэтому постараюсь быть максимально корректным. Я стою над преисподней.
Нет, автор этих строк не сошел с ума. Испытываю новацию: подвесной мост над Геенной огненной. В иудаизме, христианстве и исламе Геенна синоним «ада» или символ Судного дня. Это место мы видим на полотнах Иеронима Босха и Сандро Боттичелли. Как сюда попасть? Записывайте адрес: Иерусалим, улица Кинг Джордж, это к юго-западу от Старого города. Никуда не сворачивайте — в Геенну и упретесь.
В жизни это овраг на южной стороне Иерусалима. В древности здесь творились жуткие вещи: люди приносили в жертву своих первенцев, т.е. казнили в угоду языческим божествам первого сына. В Ветхом Завете указывается способ убийства: сжигали заживо. А позже сжигали трупы, проводили языческие обряды, связанные с огнем. Смрад и постоянные всполохи пламени довершили репутацию места.
Ладно, нам не понять мысли и поступки тех, кто жил на Земле до нас. В более поздние времена в Геенне сжигали всего лишь мусор, страх и сакральность ушли.
Геенна Огненная: вид с нового 202-метрового подвесного моста. В древности — место казней и языческих ритуалов. Сегодня скалодром, фермы, музеи. Фото: Игорь Елков/РГ
И вот в Иерусалиме открыли 202-метровый подвесной мост, теперь можно пересечь Геенну, не касаясь ногами «библейского ада». Мост (в Израиле он теперь самый длинный) открыт с шести утра и до глубокой ночи, за проход денег не берут. Вниз смотреть не страшно, адского пламени уже давным-давно нет. Под ногами красивые фермы, верблюды, туристы гуляют. Идиллия.
Наш человек в подземелье
Слабости есть у всех. Меня магнитят древние камни. Положишь ладонь на них, и мысленно уносишься на тысячи лет назад…
Издержки: конфликтовал со сторожем подземных гробниц в Луксоре, чуть не погнали с афинского Акрополя. И в этом подземелье тоже расслабился, потянулся к камням. Передумал, но…
«А мы не музей, поэтому у нас все можно трогать, — улыбается раввин Шломо. — Я сам так постоянно делаю. Смотри, у тебя две плиты под ногами. Одну недавно положили мы, соседнюю — строители Ирода Великого. Вот с современного бетона шагаю на камень царя Ирода: один шаг — и перенесся на 1900 лет!».
Здесь это разрешено всем: прикасаться к камням Стены Плача, наступать на древнейшие плиты. Правда, для туристов открыта лишь часть подземелья. Шломо показывает то, что будут открывать постепенно, в течение двух ближайших лет. Получается, я чуть-чуть забрел в будущее.
Здесь все можно трогать, наступать на плиты, которым 2 тысячи лет
И что там интересного? Да все: древние водопроводы, баня с бассейном. Желаете мистики? Пожалуйста: 570-тонный камень. Это как 200 индийских слонов, два груженых «Боинга-747» или семь танков «Меркава». Но две тысячи лет назад не было ни техники, ни технологий, чтобы такой сдвинуть. Но ведь уложили же его в Стену, причем идеально. Между двумя соседними каменными плитами лезвие ножа не войдет. Как уложили? И кто?! Инопланетяне?
Крупнейшие авторитеты в области археологии и истории гадали-гадали, а потом огласили вердикт: это нельзя объяснить.
Да, надо помнить, что Стена Плача (она же Западная стена) — это небольшой фрагмент 488-метровой стены, окружавшей Храмовую гору. Здесь еще копать и копать. Правда, раскопки нельзя продолжать дальше Стены, то есть уходить в недра Храмовой горы. А ведь там самое интересное.
… Пару слов о моем гиде. Шломо Таль родом из Казахстана. Один из трех русскоговорящих гидов комплекса Стены Плача, так что будете в храмовом подземелье, передавайте привет. Удивительная личность: потрясающее чувство юмора, кладезь знаний — и колоритная внешность: борода, кипа, цицит (сплетенные пучки нитей, которые носят взрослые евреи-мужчины) и… 9-мм «Смит и Вессон» в оперативной кобуре.
Да, а зачем пистолет?
Ну, во-первых, Шломо после службы в армии работал инструктором по антитеррору. И вообще, после 7 октября 2023 года в Израиле все бросились в полицию за лицензией на оружие: 100 тыс. заявлений. Раньше не больше 50 тыс. за год, из которых лишь 10-12 тыс. удовлетворяли. Зачем я рассказываю про оружие в сакральном месте? Если ты впервые в Израиле, то важно не испытать шок. Вокруг все с оружием. С детьми, в шортах, с автоматами. Здесь так живут, привыкли. И вы привыкните, если решите путешествовать по Святой земле.
В иерусалимском Старом городе самое дешевое, что найдете, чтобы перекусить, — фалафель. Дешевизна (Израиль дорогая страна) привлекает массу народа, обедать будете в тесноте. И не удивляйтесь, если рядом с вооруженными соседями. Да, поначалу непривычно. Но если вы уже здесь, то не бойтесь, все будет хорошо, какой бы веры вы ни были — ваш Бог, апостолы и пророки рядом. Здесь они проводили свою земную жизнь.
Булка хлеба в Израиле стоит от 18 до 22 шекелей. В рублях 450 — 500 рублей. Дорогая страна. Фото: Игорь Елков/РГ
… Да, а фалафель это довольно вкусно, сытно, и, говорят, полезно. Порция — 25 шекелей, т.е. 625 руб. Всем по карману. Путешественникам на заметку, на Святой Земле еще масса соблазнов. Мистики и загадок воз и маленькая тележка: не найдены Содом и Гоморра, не откопан Ковчег завета. Археологам непочатый край работы. А нам, путешественникам, удивляться и удивляться.
Конкретно
Как стать своим человеком в Масаде и случайно не забрести по Мертвому морю в Иорданию — в репортажах из Израиля на сайте «РГ».