Актуально
Пт. Сен 20th, 2024

Человек-сюрприз: Александру Панкратову-Черному – 75 лет

By Admin Июн28,2024

Панкратов-Черный родился в маленьком селе Конево Алтайского края в семье потомственных казаков, сосланных в 20-е годы в Сибирь. Его имя при рождении – Александр Гузев. Глава семейства Василий Гузев умер, когда будущему актеру было всего четыре года. Мама дала детям свою девичью фамилию – они стали Панкратовыми.

Александр Васильевич вспоминал, что в деревне, где они жили, не было электричества и радио, керосиновую лампу зажигали только по праздникам. Но раз в месяц в Конево привозили кино. “Я познавал через него мир, видел совсем другие дома, пароходы, автомобили, самолеты. И тогда родилась мечта: вырасту – буду делать кино сам”.

В конце 50-х семью реабилитировали. Панкратовы перебрались в Кемеровскую область. Но о том, чтобы отправить Александра учиться “на артиста” его мама не хотела и слышать. Она настаивала, чтобы он стал военным, которым “быть выгодно при нынешних властях: кормежка, одежда бесплатная”. “Мама говорила: ты страшненький, а за офицерами девчонки ухлестывают, глядишь, жена будет красавица”, – делился воспоминаниями актер.

Когда ему исполнилось 14 лет, мама уехала на Алтай – ухаживать за заболевшей бабушкой. Старшая сестра Зина снарядила Александра в путь за мечтой – купила ему модные джинсы, дала белую рубашку. Юноша поехал в общем вагоне поезда в Горький, добирался три дня. По приезду Панкратов (тогда еще без приставки Черный) узнал, что абитуриентам общежитие не положено – ночевал где придется, ел ворованные яблоки. В театральном училище он срезался на последнем туре – подвел сибирский говор.

“Я читал стихотворение “Буря мглою небо кроет”. У нас на Алтае говорили скороговоркой, поэтому педагог по технике речи сразу сказала: “Мы такое не исправим”, – рассказал актер. Позже оказалось, что в Горьковское театральное училище с этим же стихотворением поступал Евгений Евстигнеев (сейчас учебное заведение носит его имя). Плачущего подростка увидел в коридоре директор училища, он зачислил его на первый курс.

После учебы Александра Васильевича распределили в Пензенский драмтеатр, где он быстро стал ведущим артистом. Но Панкратов мечтал о другой славе. Во время гастролей пензенской труппы в Куйбышеве, молодой человек тайком сел на поезд и уехал в Москву – поступать во ВГИК на режиссерский факультет. Через три дня директор театра подал заявление о пропаже актера в милицию – в это время он уже сдавал экзамены.

Приемную комиссию Александр Панкратов покорил на втором туре. Ему нужно было выполнить творческое задание – написать сценарий на тему “Удивительный сон после советского праздника”. Александр Васильевич рассказывал, что он сразу вспомнил свою родную деревню, соседа-фронтовика с деревянным протезом. И родилась сцена, как он, после Дня Победы, воткнул свой протез в землю, и дерево проросло, покрылось ветками с листьями. А глаза фронтовика стали синими, как небо. Так Панкратова приняли во ВГИК.

Именно во время учебы в Москве он стал еще и Черным. Потому, что учился на одном курсе с полным тезкой – племянником кинооператора Эдуарда Тиссе, который уже выпустил несколько киноработ. Чтобы их не путали, Александр придумал приставку к своей фамилии – по цвету своих волос.

А знаменитые усы, которые стали его визитной карточкой, Панкратов-Черный отрастил, чтобы скрыть шрам над губой – в детстве его укусила собака.

Чтобы его не путали с тезкой, Александр придумал приставку к своей фамилии – по цвету своих волос. Фото: Государственный центральный музей кино

Необыкновенно обаятельного, неутомимого, пребывавшего в состоянии “энергетического взрыва” студента любил весь ВГИК. В 1979 году Александр Васильевич снял свою первую картину “Взрослый сын” – ради роли уговорил актрису Елену Цыплакову побриться наголо. Но критики приняли фильм очень прохладно, намекали на антисоветчину. Панкратов-Черный в буквальном смысле воспринял это близко к сердцу – у него случился микроинфаркт. Позже он рассказывал, что выжил благодаря маме: он родился недоношенным, и по словам врачей, у таких детей стенки сердца толще: “Поэтому у меня там шрамик, а не шрам”.

После второй картины “Похождения графа Невзорова” по Алексею Толстому Панкратову-Черному вообще не давали снимать на Мосфильме. Он уверен, что высоким руководителям из Госкино не понравилось, как в картине были показаны революционные события: “Говорили, что мне не место в советском кинематографе за то, что я посмотрел на Октябрьскую революцию “из подворотни”. В итоге все проекты режиссера зарубили, он даже начал думать о том, чтобы совсем уйти из кино.

Но в дело вмешался однокурсник Панкратова-Черного, режиссер Карен Шахназаров. Тогда он искал актера на роль музыканта Степана Грушко в картину “Мы из джаза”. На пробы приходили хорошие актеры, но все было не то. Шахназаров вспоминал, что “посмотрел на Панкратова-Черного, и мелькнула мысль попробовать его”. Александр Васильевич поначалу отказался: заявил, что “глухой”, без слуха, а там надо было и танцевать, и петь, и играть на банджо… Тогда Шахназаров пошел на хитрость: попросил сокурсника подыграть на репетиции Бориславу Брондукову. А затем заявил, что худсовет единогласно его утвердил на роль.

Деваться Панкратову-Черному было некуда: три месяца он занимался танцами, осваивал банджо. В итоге так лихо управлялся с инструментом на экране, что многие поверили, что актер действительно умеет играть. А вот петь ему не доверили. “Попробовали один раз – волосы встали дыбом”, – рассказывал Шахназаров. В итоге песни в фильме озвучил оператор, имевший прекрасный музыкальный слух.

После выхода “Мы из джаза”, в 1983 году Панкратов-Черный проснулся звездой. У него брали автографы на улице, узнавали за границей (картина была продана в более чем 50 стран). “Сначала у меня закружилась от успеха голова, но после это вселило оптимизм и желание работать дальше”, – говорил актер.

На одной съемочной площадке с Кареном Шахназаровым Александр Васильевич встретился снова на картине “Зимний вечер в Гаграх”. Поначалу режиссер видел в этой роли только Игоря Скляра – казалось, что Панкратов-Черный был для нее староват. Но Скляра не отпустили на съемки из театра. В итоге Александр Васильевич по восемь часов в день учился бить чечетку. А еще у него сложился прекрасный дуэт с Евгением Евстигнеевым, выпускником того же Горьковского театрального училища.

“Мы выходили в коридор и шептались, как будем играть. Потом рассказывали, что придумывали, Карену. Он заявлял, что ничего не понимает. Тогда Евстигнеев говорил: “Поезжайте в Нижний Новгород, поступите на актерское отделение театрального училища, и тогда будете нас понимать”, – вспоминал Панкратов-Черный.

Шахназаров взял однокурсника еще в один свой проект – на драматическую роль в картину “Палата №6”. Тогда стало ясно, что у Александра Васильевича огромнейший потенциал, и он мог бы сыграть множество ролей вне своего амплуа шутника и “человека-сюрприза”.

Еще один штрих к биографии юбиляра – любовь к поэзии и сочинительству. В 1996 году вышел первый сборник стихов Панкратова-Черного. А на открытии Храма Христа Спасителя Иосиф Кобзон исполнил песню на стихи актера “Господи, дай же мне волю”.

Источник Российская газета

By Admin

Related Post

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *