Российские СМИ оставили без должного внимания важное заявление министра иностранных дел Сергея Лаврова, сделанное им 25 июня в Минске.
Лавров отметил, что подавляющим большинством голосов члены БРИКС решили взять паузу по вопросу о расширении группы. Новые государства, направившие ранее в оргкомитет БРИКС свои заявки, не будут приняты в эту организацию.
Странам БРИКС необходимо выработать четкие критерии членства в БРИКС и решить целый ряд других организационных вопросов. Когда указанные вопросы будут решены, тогда Россия начнет активно продвигать заявку наших белорусских друзей и других дружественных стран.
Указанное заявление некоторым может показаться странным на фоне ожесточенной борьбы, которую ведут сейчас Россия и Китай с западным блоком за рост международного влияния.
Слова Лаврова кажутся нелогичными и с учетом стремления большого количества стран к вступлению в БРИКС. Известно, что интерес к такой интеграции проявляют свыше 30-ти стран мира среди которых числятся и крупные государства, способные изменить баланс сил в мире в пользу развивающихся стран. Речь идет об Индонезии, Вьетнаме, Малайзий, Нигерии, Колумбии, Мексике, Турции, Казахстане.
Однако Лавров сказал, что дальнейшего расширения пока ждать не стоит.
Мне оно представляется на текущем этапе вполне логичным по следующим причинам.
Блок БРИКС был создан как экономический проект в рамках которого члены группы договорились о льготных условиях сотрудничества.
Сейчас в блок БРИКС преимущественно входят крупнейшие экспортеры и импортеры энергоресурсов. Китаю и Индии как крупнейшим покупателям энергоресурсов выгодно сохранить льготные условия нефтегазовых контрактов с Россией и странами Ближнего Востока для себя относительно всех прочих стран. В случае включения в блок БРИКС Малайзии, Индонезии, Вьетнама Китай и Индия лишатся конкурентных преимуществ и льготных цен на покупку нефти и газа.
России, Ирану, Саудовской Аравии и ОАЭ расширение БРИКС также невыгодно ровно по той же причине, поскольку оно вынудит их снизить цену поставки на энергоресурсы для новых членов.
Не секрет, что кандидаты на вступление в БРИКС наряду с возможностью получения энергоресурсов по льготным ценам хотят получить доступ к китайским инвестициям и льготным кредитам. Для Китая сейчас закрываются западные рынки сбыта. Это провоцирует исход западных компаний с китайского рынка, что чревато закрытием множества заводов и фабрик внутри КНР. В этих условиях китайское правительство обоснованно делает акцент не на экспансию Китая на внешние рынки, а на инвестирование средств в развитие китайской промышленности. Китаю сейчас важнее финансово поддержать свою промышленность, а уже потом искать для нее новые рынки сбыта.
Предположу, что Россия и Китай также хотят, чтобы все члены БРИКС не только получали экономические привилегии от участия в этой группе, но и несли определенные обязательства. Они прежде всего должны проводить дружественный по отношению к России и Китаю внешнеполитический курс, а в перспективе и военный. Судя по всему, на этот шаг большая часть кандидатов идти не хочет, опасаясь западных санкций. Ну а раз так, то решение о приостановлении расширения БРИКС следует признать логичным и оправданным.