Россия для решения проблемы с международными переводами в условиях санкций должна развивать любые, даже непопулярные способы расчетов, иначе экспортно-ориентированную экономику может ждать «погибель», заявил первый зампред Банка России Владимир Чистюхин на сессии Петербургского международного юридического форума.
«Из более мелкого, но в моменте важного, это международные расчеты. Вот надо сделать все, чтобы колеса крутились. То, что казалось нам вчерашним днем, непопулярным — там, не знаю, свопы (в том числе центральных банков), какие-то клиринговые системы, использование крипты — все надо апробировать, все надо пробовать и как можно быстрее. Потому что [если] не будет нормальных расчетов за продукцию по внешнеэкономической деятельности, для нашей и экспортно, и импортно зависимой страны, это просто все, это погибель», — сказал он.
Из-за масштабных западных санкций в начале 2022 года многие крупные российские банки перестали проводить переводы в долларах и евро. Это привело к росту международных расчетов в «дружественных валютах» (юань, рупии, дирхамы, тенге) и в рублях. Но в начале 2024 года ситуация с трансграничными платежами ухудшилась: некоторые банки Китая и Турции отказывали российским клиентам в проведении операций, а сроки исполнения платежных поручений выросли. Эксперты объясняли это возросшим риском вторичных санкций: в декабре 2023 года вышел указ президента США Джо Байдена, разрешающий вводить ограничения против зарубежных финансовых организаций за нарушение санкций в отношении России. После ужесточения режима вторичных санкций банки дружественных стран резко увеличили число отказов в проведении платежей, связанных с Россией, говорил ранее глава ВТБ Андрей Костин. В июне США усилили угрозу вторичных санкций для банков из третьих стран: если раньше они грозили за транзакции, связанные с российским ОПК, то теперь — за контакты со всеми подсанкционными лицами, в первую очередь российскими банками.
В начале июня ЕС и Великобритания ввели санкции против Московской биржи и Национального клирингового центра. Эти организации напрямую с рынком платежей не связаны, но на фоне новых ограничений некоторые банки стран СНГ (например, Киргизии) приостанавливали работу с российскими системами денежных переводов «из-за технических проблем». 24 июня Евросоюз объявил о санкциях против Системы передачи финансовых сообщений (СПФС) — это российский аналог международной системы SWIFT, которая используется для передачи финансовых сообщений в том числе банками за рубежом. Опрошенные РБК эксперты тогда допускали, что новые ограничения могут негативно отразиться на ситуации с трансграничными платежами.
Один из вариантов решения проблемы международных платежей, которое предлагают российские власти, — создание расчетно-платежной инфраструктуры вместе с центральными банками стран БРИКС. Это может быть платформа для проведения платежей в национальных валютах с дружественными странами, а также для трансграничных операций в цифровых валютах. Детали проекта могут быть представлены этой осенью на саммите стран БРИКС, говорил в июне глава Минфина Антон Силуанов. Закон, разрешающий использование цифровых активов для трансграничных платежей, был принят в России в марте 2024 года.