Чтобы не происходило в мире, в нашей стране десятилетиями живут представления о немецкой точности, актуальности и пунктуальности. До сих фраза «Дом был построен пленными немцами» произносится с уважением, как символ некоей особой ответственности.
«Репутация немецкой железнодорожной сети рушится перед толпами туристов»
Поэтому представить, что в Германии целая стратегическая отрасль, от функционирования которой зависит комфортное существование миллионов людей, находится в состоянии перманентного хаоса, россиянам сложно. Тем не менее сами немцы относятся к этому философски.
После завершения матча чемпионата Европы между командами Англии и Сербии в Гельзенкирхене фанаты обеих команды стали собратьями по несчастью. На протяжении нескольких часов они не могли покинуть сначала стадион, а потом и город из-за полного коллапса транспорта.
Издание The Independent отмечает, что хаос в Гельзенкирхене — типичная история: «Если Германия когда-то имела репутацию страны с эффективной сетью общественного транспорта, начало Евро выявило недостатки… Евро 2024 продавали как турнир, где железнодорожные путешествия упрощают путешествия из города в город. В конце концов, Deutsche Bahn, национальный железнодорожный оператор, один из основных спонсоров Евро. Но репутация немецкой железнодорожной сети, которая когда-то славилась точностью, рушится перед толпами туристов».
Когда перед началом Евро-2024 сами немцы советовали планировать поездки с резервом по времени в несколько часов, иностранцы реагировали на это с недоумением. Однако немцы знали, о чем говорят.
«Поезд нашего машиниста отменили, он сейчас добирается на такси»
Deutsche Bahn, главный железнодорожный оператор Германии, в стране стал вечной темой для мемов и шуток.
Несколько лет тому назад в Германии издали книгу «Курьезные объявления на железной дороге», причем понять, где шутка, а где реальное сообщение, не в состоянии даже сами немцы.
Вот примеры таких железнодорожных объявлений:
«Просьба бригаде поезда: откройте еще раз двери — впустите машиниста»
«Поезд нашего машиниста отменили, он сейчас добирается на такси»
«Уважаемые пассажиры, сегодня за ваши деньги вы получите дополнительные двадцать минут в пути»
«В Дюссельдорфе вы можете продолжить путь на поездах ближнего и дальнего следования или во всех направлениях — пойти пешком».
В 2023 году издание Frankfurter Allgemeine Zeitung приводило пример типичной ситуации: «Школьный класс отправляется на поезде из Берлина в Париж. Время пересадки в Мангейме — 11 минут. Во времена железнодорожного хаоса это — мгновение ока. Что означают эти 11 минут, ясно всем ещё до начала поездки: из-за почти неизбежной задержки пересадка на стыковочный поезд окажется невозможной, а это означает несколько часов безделья на вокзале Мангейма, а в дальнейшем сумбурное путешествие без бронирования и поздний ночной приезд в Париж. Прибыть в Мангейм вовремя? Это совершенно немыслимо».
«Шарф задержки поездка»
Для самих немцев опоздания междугородних поездов на 30-40 минут — большая удача. В 2021 году опаздывал каждый четвертый поезд Deutsche Bahn. Накануне Евро-2024 опаздывает уже каждый третий пассажирский состав. Ситуация не только не улучшается, она стремится к полному хаосу.
То, что поездка будет длиться вместо одного часа четыре — не самый худший вариант. Для Германии считается нормальной ситуация, если поезд отменили за пять минут до его отправления. Это особенно приятно для тех, кто с детьми отправляется в семейное путешествие. Или другой вариант — поезд может взять и уехать с другого пути, поскольку нужных объявлений о переносе никто не сделал. Максимум, на что можно рассчитывать в таком случае — выражение сожаления от Deutsche Bahn.
Несколько лет тому назад немецкая журналистка Сара Вебер прославилась проектом «Шарф задержки поезда». «Проект» создала ее мама, проживающая в пригороде Мюнхена, которая во время поездок в центр города коротала время за вязанием. Если поезд приходил вовремя или опаздывал менее чем на пять минут, то она вязала темно-серой шерстью. Если задержка была от 5 до 30 минут — в ход шла розовая шерсть, а если на 30 минут и больше, то красная. В итоге получился полосатый шарф с преобладанием розово-красных оттенков с огромной красной полосой — был период, когда пассажиров систематически ссаживали с составов, отправляя на автобусы.
В начале было объединение
По данным немецкой полиции, вокзалы страны — зоны повышенной криминальной опасности. Это неудивительно, ведь какого-либо контроля и пропускного режима на большинстве крупных станций ФРГ просто нет. Поэтому россияне, оказавшиеся в Германии, неожиданно совершают «путешествие во времени», попав в железнодорожную реальность России 1990-х, с бомжами, наркоманами, острым запахом мочи и фекалий, а также с весьма сомнительной едой.
Как ни странно, но именно с 1990-х и началась история падения немецких железных дорог. До объединения в ФРГ и ГДР было по одной государственной железнодорожной компании — Deutsche Bundesbahn и Deutsche Reichsbahn. Они отлично справлялись с перевозками и с сервисом, но как на Западе, так и на Востоке, были убыточными и дотационными.
После создания в 1994 году объединенного оператора Deutsche Bahn была поставлена задача провести модернизацию и реконструкцию железнодорожной системы, одновременно снизив расходы.
Оптимизация до полного коллапса
В 1999 году Deutsche Bahn возглавил опытный топ-менеджер Хартмут Медорн, который пришел решать задачу «оптимизации» железных дорог«.
Ради экономии началось сокращение всего, что Медорн посчитал излишним, начиная от дорогих в содержании локомотивов и заканчивая запасными путями.
Когда десятилетняя эпоха правления Медорна завершилась, то выяснилось, что работа Deutsche Bahn теперь идет, что называется, без страховки — с ограниченным персонала, транспорта, запасных частей. И стоит где-то случиться хотя бы минимальному сбою, начинается «эффект домино».
На инвестиционные проекты железнодорожной сети официальный Берлин потратил за последние годы десятки миллиардов евро, но людям от этого лучше пока не стало.
Ждите до 2070 года
Вопрос поднимали на уровне бундестага. Тогда в Deutsche Bahn ответили, что главными причинами хаоса являются изношенность железнодорожных путей и подвижного состава, отсутствие резерва поездов, отсутствие резервных путей (их в свое время разобрали в процессе оптимизации). И в правительстве, и в DB уверяют — скоро дадут о себе знать масштабные инфраструктурные проекты, после чего железные дороги Германии станут идеальными.
В 2023 году случился скандал: уполномоченный представитель Федерального правительства Германии Михаэль Тойрер заявил, что проект синхронного движения поездов Deutschlandtakt, анонсированный на 2030 год, не будет реализован до… 2070 года.
Потом в правительстве начали доказывать, что Тойрера не так поняли, однако рядовые немцы услышали главное — порядка на железной дороге при их жизни не будет. Может, детям повезет.
<!—Расположение: —>