В ходе XIV Международной конференции «Трилогия» (Транспорт. Инвестиции. Логистика), прошедшей на полях ПМЭФ-2024, специалисты констатировали, что логистическая сфера Северо-Запада в целом справилась с основными санкционными вызовами и вышла на этап уверенного роста.
Так, в первом квартале 2024 года грузооборот Большого порта Санкт-Петербург составил 13,4 миллиона тонн, что на 39,7 процента больше аналогичного периода прошлого года. Растет интерес бизнеса к маршрутам, связывающим российские гавани в Финском заливе с портами Юго-Восточной и Южной Азии, а также Африканского континента. Железнодорожные перевозки на Северо-Западе России также нарастили свои объемы. За первые пять месяцев 2024 года по Октябрьской железной дороге (ОЖД) перевезено 484,1 тысячи груженых и порожних контейнеров ДФЭ (TEU), что в 1,7 раза больше, чем за аналогичный период 2023 года. В них перевезено 5,5 миллиона тонн грузов, это в 1,8 раза больше, чем за тот же срок годом ранее. Самый большой прирост дали перевозки удобрений (3,4 раза), автомобилей и комплектующих (2,7 раза), нефти и нефтепродуктов (1,8 раза).
В то же время, как отмечает начальник Октябрьской железной дороги Виктор Голомолзин, в загрузке транспортных коридоров, проходящих через Северо-Запад, сохраняется дисбаланс. Так, в рамках МТК «Запад-Восток», связывающего Европу с Китаем, за пять месяцев текущего года дополнительно к тому же периоду 2023 года ОЖД перевезла 211 тысяч контейнеров. Хорошим драйвером здесь стали контейнерные перевозки автомобильных комплектующих из Китая для «Автозавода Санкт-Петербург». В ближайшее время грузы пойдут и на другие автопредприятия России и Белоруссии. Также увеличились объемы перевозки с Дальнего Востока рыбы и морепродуктов.
Многообещающим для железнодорожников остается и Северный морской путь. Как рассказал начальник ОЖД, логистические мощности для контейнеров, доставляемых через Большой порт Санкт-Петербург по СМП, бронируются компаниями за три месяца до рейса судна. К сожалению, пока остается недозагруженным наиболее перспективный в новых геополитических условиях МТК «Север — Юг», хотя и здесь за январь — май 2024 года прирост грузооборота составил почти 17 процентов. Этот коридор помог грузоотправителям смягчить риски перевозок через Суэцкий канал и Красное море.
Напомним, именно Санкт-Петербург является самой северной точкой МТК «Север — Юг», ставшего альтернативой традиционному морскому пути из Европы в Азию.
Как отмечает руководитель Северо-Западного отделения Международной академии транспорта Юрий Чижков, в 2023 году суммарный объем экспортно-импортных перевозок по трем маршрутам МТК «Север — Юг» составил 17,6 миллиона тонн — немного, по сравнению с общим объемом российской внешней торговли. По планам правительства РФ, предполагается развитие мощностей этого коридора к 2030 году — до 30 миллионов тонн, и до 35 миллионов тонн — к 2035 году.
Сегодня развитию МТК «Север — Юг» мешает наличие целого ряда логистических проблем. Среди них — нуждающаяся в модернизации железнодорожная инфраструктура в Дербенте (Россия), Азербайджане, Туркменистане и Иране, низкая пропускная способность каспийских портов, нехватка грузовых судов и паромов на Каспии. Сохраняется боязнь ряда стран и перевозчиков попасть под вторичные западные санкции: часть грузов под разными предлогами не пропускается, например, через Азербайджан. Хотя даже существующая инфраструктура МТК недозагружена, многие российские перевозчики по привычке везут товары из Петербурга в Индию дальним морским путем, игнорируя безопасный сухопутный маршрут.
Чтобы изменить ситуацию, с потенциальными клиентами надо вести разъяснительную работу, уверен директор филиала АО «РЖД Логистика» в Санкт-Петербурге Максим Лосев. Он отметил важную роль МТК «Север — Юг» в уравновешивании рисков, которые имеет в последние годы морской транспорт. «Железнодорожный транспорт всегда отличался надежностью и сохранностью грузов. Важно, чтобы была возможность предоставлять этот сервис клиентам по сбалансированным ценам», — говорит Лосев. По его словам, наиболее удобным сегодня является восточный маршрут МТК, по которому в Иран, к портам Индийского океана уже идут вагоны не только из Москвы и Петербурга, но и с Урала, на очереди — Сибирь. С помощью этого коридора также планируется развивать перевозки в страны Восточной Африки и Аравийского полуострова.
С ростом грузооборота в южном и юго-восточном направлении новые возможности откроются и на северном конце коридора. По мнению Юлии Зворыкиной, проректора Российского государственного геологоразведочного университета имени Серго Орджоникидзе, Северо-Запад России должен стать большим транспортным хабом, который состыкует МТК «Север — Юг» с СМП и внутренними водными путями России, интерес к которым все больше проявляют зарубежные партнеры.
Юрий Чижков, в свою очередь, видит в МТК «Север — Юг» окно для экспорта традиционных грузов Северо-Запада. «Это древесина, пиломатериалы, фанера, бумага. И химические удобрения. Вот два вида грузов, которые надо отправлять, и потребители которых реально находятся в Юго-Восточной Азии и Африке», — говорит Чижков. А Петербург, по его словам, мог бы внести в развитие этого коридора еще и интеллектуальный вклад, участвуя в проектировании и строительстве новых судов для Каспийского моря.
По мнению экспертов, Северо-Запад справился с основными санкционными вызовами
Несмотря на санкционное давление Запада и попытки запереть Россию на Балтике, Санкт-Петербург и Ленинградская область, со своими портами и другими логистическими мощностями, остаются ключевыми регионами России для транспортировки почти всех грузов, особенно экспортно-импортных, убежден вице-президент НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Александр Ходачек. Кроме того, Северная столица является центром формирования российской политики в Арктике.
«Здесь сохраняется подготовка кадров, здесь старейшее гидрографическое предприятие, которое обеспечивает навигацию на всем протяжении СМП. То, что связано с геологией, гидрометеорологией — это тоже все в Петербурге, — отметил Ходачек в своем комментарии для «РГ». — Если посмотреть программы стратегического развития, то целый ряд проектов, на 70-80, а то и на 100 процентов связаны с Петербургом». Уникальные возможности петербургского региона будут востребованы и в интересах развития МТК «Север — Юг», говорит специалист. Хороший результат должна дать система интермодальности, предусматривающая совмещение возможностей и обязательную координацию действий железнодорожного, автомобильного, морского и речного транспорта.