По последним данным статистики, примерно 13 процентов всех задач при создании программных продуктов сегодня решает искусственный интеллект. И этот показатель в будущем будет только расти. Особенно заметен прогресс в промышленном секторе.
Именно на это и нацелена Национальная стратегия развития искусственного интеллекта, которую разработали до 2030 года. Основные усилия федеральные власти и бизнес сосредоточат на доступности вычислительной инфраструктуры и данных, поддержке организаций и разработчиков и наращивании компетенций в сфере высоких технологий. Отдельный акцент в документе сделали на повсеместном внедрении искусственного интеллекта, что привлечет в региональную экономику миллиарды рублей.
Работа по реализации стратегии уже началась. Так, например, рост рынка ИИ в пять раз зафиксировали в Ленобласти и Санкт-Петербурге. По данным Смольного, буквально два года назад его объемы оценивали в 12 миллиардов рублей. Сегодня речь идет уже о 60 миллиардах, и цифры продолжают расти. В топе — программные решения по распознаванию и синтезу речи, работе с изображениями и видео.
— Когда нейросети только появились, многие восприняли их в штыки. Особенно это коснулось творческих профессий. Сегодня в обязанности практически каждого художника, работающего в геймдеве, включают навыки работы с искусственным интеллектом, — поделилась мнением руководитель отдела разработки мобильных приложений компании из Санкт-Петербурга Елена Чумакова. — Нейросети используют для проработки окружения или банально для поиска идей. ИИ ускоряет работу и позволяет руководству экономить, а работники укладываются в жесткие дедлайны без дополнительных трудозатрат. Раньше на проработку сложного концепта могли уйти месяцы. Сегодня мы можем справиться за две-три недели.
Цифровизация Калининградской области помогла региональным ИТ-компаниям разработать собственные программные решения для страховщиков. Экономический эффект уже составил 28 миллионов рублей.
— Отрасль страхования логистики меняется: страховщики активно внедряют ИТ-технологии, подключаются к независимым платформам, ищут возможности для создания новых продуктов. Цифровизация и автоматизация страховых процессов напрямую позволяет оптимизировать трудозатраты, а ИТ-тренды последних лет — искусственный интеллект, машинное обучение — помогают улучшить качество услуг и дают преимущества в скорости работы, клиентском сервисе, противодействии мошенничеству, — подчеркнул генеральный директор платформы цифрового сопровождения страхования грузоперевозок Zunami Артем Ефимов.
Технологии машинного обучения помогают страховщикам выявлять мошенников. Благодаря искусственному интеллекту городские камеры могут распознать человека, пытающегося создать искусственный страховой случай. За счет цифровизации и автоматизации этих процессов с помощью МЛ-технологий компании оптимизируют и перераспределяют свои ресурсы на другие процессы развития бизнеса.
Выиграла от нейросетей и финансовая отрасль. Сегодня уже можно наблюдать обилие торговых ботов и эдвайзеров, которые активно применяют трейдеры. Еще одним перспективным направлением является геоаналитика, когда нейросеть фиксирует количество жителей конкретного района, пассажиропоток, число операций в онлайн-кассах и наличие инфраструктуры. При помощи такого инструмента инвестор понимает, насколько выгодно открывать предприятие в определенной точке. В регионах СЗФО функции такого полезного бота частично берут на себя инвестиционные карты.
Эксперты полагают, что будущее — за так называемыми ИИ-агентами. Они представляют собой узкопрофильные модели, которые решают задачи пользователей как в виртуальном мире через соцсети и сайты, так и в реальном — через роботов и онлайн-помощников.
Все это открывает новые возможности для бизнеса, которому сегодня выгодно вкладываться в развитие технологий. Искусственный интеллект уже становится единой точкой входа в интернет и заменяет несколько десятков приложений, что позитивно отражается на структуре предпринимательства и упрощает цепочки поставок.
Прямая речь
Валентин Макаров, президент некоммерческого партнерства «РУССОФТ»:
— ИИ перестал быть игрушкой и превратился в рабочий инструмент для государства, бизнеса, банковской системы.