Содержание:
Первый Рим — это, собственно, Рим. Вторым Римом или Новым Римом называли христианский город Константинополь (ныне Стамбул, Турция), который был столицей Римской империи с 330 года, а затем центром Византийской империи. Славяне называли его Царьградом. После падения Византии под натиском турок в 1453 году встал вопрос преемственности православия.
Кто первым изрек, что «Москва — Третий Рим»?
Это сделал старец псковского Спасо-Елеазарова монастыря монах Филофей еще в XIV веке. Он написал эту формулу в письме Ивану Грозному, рассказал преподаватель исторического факультета ИАИ РГГУ, координатор Молодежного клуба Российского исторического общества Иван Кулаков в беседе с Информационным центром Правительства Москвы. Дошедшая до нас версия послания Филофея звучит так: «Первые два Рима погибли, третий не погибнет, а четвертому не бывать».
«Понятие „Москва — Третий Рим“ можно считать геополитической претензией. Она обеспечивала государству возможность претендовать на различные территории, ресурсы и расширения», — отметил историк.
Эксперт подчеркнул, что исторически Византия объединяла практически тот же ареал народов и различных государств, что и Россия: в частности, восточных славян. «Ареал территории расселения восточных славян был как раз под контролем Византии. Византийская империя активно использовала восточных и южных славян в качестве своих наемников и части своей армии», — уточнил эксперт.
Как пояснил Иван Кулаков, когда от Византии откололись болгары, сербы, а затем народы Кавказа, что дало толчок для объединения под новой эгидой. Москва стала претендовать на эту роль в связи с укреплением позиций Московского княжества и трансформации его в царство.
Московский царь становился не только «божьим помазанником народов» своего государства, но и влиял на других христиан. «Конечно, Москва активно использовала все рычаги центра православия, который провозглашался в тезисе „Москва — Третий Рим“. Она стала объединять вокруг себя православные народы: казаков на Украине, которые в итоге сделали выбор в пользу Москвы. В 1654 году к Московскому царству присоединилась и Левобережная Украина. Также стала частью Москвы территория нынешней Белоруссии, которая долгое время была под контролем польской шляхты», — рассказал историк.
Какое влияние на столицу оказала концепция «Москва — Третий Рим»?
По мнению Ивана Кулакова, Москва стала «магнитом» для православных людей, а также для государств со схожей культурой. «Безусловно, это содействовало в притяжении к Москве различных православных людей, государств, княжеств и объединений. Мы помним, что как к центру православия к России тянулись и Грузия, и Армения. Это было, конечно, значительно позже времен Ивана Грозного. Но, например, уже в конце XVII — начале XVIII веков развиваются активные сношения Москвы, Черногории и Сербии», — отметил специалист.
Таким образом, в ареал Москвы массово были вовлечены южные, восточные православные славяне. Греки и византийцы приезжали в российскую столицу учить людей или учились сами. Открывались различные школы по иконописи, по печатанию, писанию священных книг.
Кроме того, Россия оказывала военную поддержку православным народам в различных антитурецких восстаниях. По словам Ивана Кулакова, именно Российская Империя стала главным флагманом противостояния Османской империи и борьбы с порабощением славянских православных народов.
Источники:
icmos.ru
www.culture.ru