Первой корректировкой отечественного законодательства, которая позволила янтарщикам вздохнуть свободнее, стала упрощенная система налогообложения. В 2023-м ювелирную отрасль полностью исключили из этого режима, однако спустя год «упрощенку» все же решили вернуть для тех, кто работает с серебром.
— Эта мера стала своеобразным компромиссом между парламентариями и предпринимателями, ведь изначально власти были настроены на полную отмену налоговых спецрежимов для ювелиров. Решение не поддерживали ни представители МСП, ни крупные компании, — подчеркнула бизнес-омбудсмен Калининградской области Светлана Нижегородова. — Пришло понимание, что полная отмена упрощенных налоговых режимов будет выгодна лишь крупным игрокам ювелирного рынка, в то время как небольшие предприниматели, работающие с малыми объемами сырья, понесут колоссальные убытки. Последних, как вы понимаете, в Калининградской области большинство.
Сами производители отмечают, что работа с серебром в целом не такая прибыльная, как с другими драгметаллами. Поэтому отмена УСН и налоговая реформа многих заставили задуматься о продолжении деятельности. В региональном кластере янтарной промышленности зафиксировали рост налоговой нагрузки за прошедший год. Небольшие компании были вынуждены отчислять в бюджет непривычно большие для них суммы, что сузило окно возможностей для ювелирной отрасли региона.
— Громких закрытий на рынке, конечно, не случилось. Кто-то подстроился под новые экономические условия, кто-то решил уйти в «серую» зону. Период, когда нельзя было пользоваться УСН, оказался крайне тяжелым, многие простаивали. Последствия того периода ощущаются до сих пор. Изменения в законодательстве и налоговая реформа позволят бизнесу выдохнуть, — подчеркнул генеральный директор кластера Антон Федосов.
Однако даже после законодательных изменений далеко не у всех калининградских ювелиров есть желание и возможность вернуться к «упрощенке». Несмотря на то что янтарщики, действительно, используют в своих изделиях преимущественно серебро за счет его относительно невысокой стоимости и простой обработки, есть компании, которые работают с золотом. Более крупные организации совмещают производство и изготавливают ювелирные изделия сразу из нескольких видов драгметаллов.
— Даже после налоговой реформы законодательные ограничения касательно золотой отрасли остались прежними. Если предприниматель хочет применять «упрощенку», то ему придется дробить собственный бизнес, выводить подразделение, занимающееся серебром, в отдельное юридическое лицо. Далеко не все к этому готовы, поскольку подобное решение связано с высокими затратами и длительной процедурой регистрации, — отметил руководитель калининградского юридического бюро Антон Цепин.
Частично региональный бизнес спасают преференциальный налоговый режим особой экономической зоны, однако в нее для начала нужно зайти. К резидентам ОЭЗ тоже есть определенные требования, которые способны вытянуть далеко не все представили МСП. Пока же янтарная отрасль, по заявлению самих ювелиров, разделилась на тех, кто может применять УСН, и тех, для кого этот путь закрыт.
Проанализировав ситуацию в целом по стране, Минфин России внес на рассмотрение в Госдуму очередной законопроект по модернизации упрощенной системы налогообложения. Из положительного — порог, при котором бизнесу можно остаться на «упрощенке», предлагают поднять до 450 миллионов рублей в год по доходам. Максимальная численность сотрудников на предприятии при этом не может превышать 130 человек.
Частично региональный бизнес спасают преференции особой экономической зоны, однако в нее для начала нужно зайти
Что озадачило представителей МСП, так это требование об уплате НДС, от которого ранее они были освобождены. Дополнительную фискальную нагрузку с 2025 года возложат на компании с доходом свыше 60 миллионов рублей. В Минфине убеждены, что данная мера не позволит бизнесу использовать неуплату косвенных налогов в качестве конкурентного преимущества и поможет небольшим компаниям, готовым к росту, встроиться в экономику.
Пока, по данным ведомства, свыше установленного финансового потолка зарабатывают не больше трех процентов российских предпринимателей, использующих «упрощенку». Однако ювелиры в регионах все равно посматривают на законопроект с опаской, готовясь к возможным дополнительным расходам. Насколько себя оправдает налоговая новелла, покажет время.
Кстати
По данным аппарата уполномоченного по защите прав предпринимателей Калининградской области, сегодня в российском эксклаве работают около 600 небольших ювелирных мастерских. Больше половины из них, по примерным подсчетам, специализируются на серебре.
Цифра
40 процентов ювелирных компаний Калининградской области перешли на УСН после ее возвращения.