Актуально
Сб. Ноя 23rd, 2024

Почему Мария Морозова не стремилась доказать свои права на всенародно любимую песню «Ой, мороз, мороз…»

By Admin Июн24,2024

Кто из нас не пел «Ой, мороз, мороз, не морозь меня», ни секунды не сомневаясь, что это песня народная? А ведь она почти 70 лет назад вырвалась из сердца простой деревенской девушки, ставшей впоследствии солисткой Воронежского русского народного хора.

Знакомьтесь: Мария Морозова.

Две Марии

Маша всерьез запела уже в школьном хоре поселка Нижний Кисляй Бобровского уезда Воронежской губернии (теперь Бутурлиновский район Воронежской области). После десятилетки мечтала поступить в Московскую консерваторию, но помешала война. Карьеру пришлось продолжать в колхозном хоре…

Зимним морозным днем она шла по дороге, ложась на ветер, в поселок Анну, куда позвал еще совсем молодой Костя Массалитинов — музыкант, хормейстер, начинающий композитор. Он был влюблен в народную песню, мечтал создать хор и без устали ездил по округе, подбирая солисток. Маша получила от него телеграмму: «Срочно выезжай. Будешь петь». Первой, кого встретила в Аннинском клубе, была красивая девушка, бросившаяся навстречу, словно к родной: «Ну наконец-то, а то Костя тебя здесь заждался!»

Мария Морозова-Уварова и Александр Уваров.

Звали девушку тоже Машей. Фамилия Мордасова. А в фойе, на лавках вдоль стен, сидели будущие заслуженные и народные артистки — Дуся Осипова, Саня Распопова, Зина Козлова, Настя Кузнецова и другие деревенские девчонки, прибывшие кто пешком, кто на попутных из окрестных деревень. Почти у всех на коленях такие же, как у Маши, узелки: несколько картофелин в мундире, соль в спичечном коробке да кусок хлеба, испеченный в русской печи.

На дворе 1942 год. В прифронтовой Анне — штаб Воронежского фронта под командованием генерала Николая Ватутина. И первые концерты — в боевых частях, на импровизированных эстрадах, в лощинах и лесных урочищах. По инициативе артистов хора на их личные сбережения был построен танк Т-34 «Русская песня», который в боевом марше прошел от Дона до Дуная…

Танк Т-34 «Русская песня».

Где только хор не выступал! Сибирь, Поволжье, Дальний Восток… Вагоны, полустанки, задушевные разговоры с лучшей подругой Машей Мордасовой… Они обращались друг к дружке чаще всего по фамилии: «Ой, Мордасова, ты знаешь, от кого я письмо получила?» А письмо — от голосистого паренька, мастерски игравшего почти на всех музыкальных народных инструментах Саши Уварова. Он не мыслит своей жизни без нее…

В мае 1945 года хор дал большой концерт в Москве на Красной площади. А Мария после войны вышла замуж за вернувшегося с фронта и поступившего в тот же хор Александра Уварова.

«Мороз» для семейного дуэта

Она прекрасно помнила зимнюю ночь 1954 года, когда, желая преподнести «другу милому Саше» сюрприз, до рассвета сочиняла «песню для двоих». Но, конечно, не ожидала, что исполненная ею и Александром песня, сразу станет всеми любимой. «Ой, мороз, мороз…» включили в гастрольный репертуар хора. В 1956 году по пути в Удмуртию сделали остановку в Москве, где записали песню на пластинку, выпущенную Апрелевским заводом массовым тиражом. О том, кто автор мелодии и стихов, у них даже и не спросили. Звукорежиссеры были уверены, что песня — народная. Буквально через две недели она прозвучала по Всесоюзному радио, стала популярной «от Москвы до самых до окраин».

Выступление фронтовой бригады. Фото: Александр Грибовский / РИА Новости

Через несколько лет две подруги — Морозова и Мордасова — посетили Министерство культуры, где «лучшая частушечница страны» напрямки спросила у отвечающего за грамзаписи чиновника: почему песню, сочиненную Машей Морозовой, издают с пометкой «народная»? Ответ отбил всякое желание бороться: «Тебе-то что, Мордасова? Не хватало нам еще и суда…»

После 20 лет работы в Воронежском государственном народном хоре дуэт Уваровых переехал в Липецк, на родину мужа, где артистов встретили с распростертыми объятиями, предоставили возможность создать ансамбль. Коллектив назвали «Россиянкой». Выступали артисты чаще всего в сопровождении оркестра, состоявшего из дудок, жалеек, гуслей, больших, средних и очень маленьких гармошек, изготовленных талантливыми руками Александра Михайловича. Аплодисменты, цветы, поклонники.

В декабре 2003 года 79-летний Александр Уваров погиб в собственной мастерской, где делал балалайки для музыкантов. Варил на плите лак. Взрыв по неосторожности…

Песня остается с человеком

Уже разменяв девятый десяток, Мария Павловна Морозова-Уварова закончила работу над книгой «Как это было. История создания песни «Ой, мороз, мороз…». Написала ее не ради восстановления своих авторских прав, а только затем, чтобы задать всей России вопрос: за что обижают русскую песню, задвинутую на задворки отечественной культуры?

Пластинка «Ой, мороз, мороз».

Но пришел отклик, какого не ждала: несколько десятков страниц от эксперта-лингвиста. И такого же объема заключение, составленное экспертом с дипломом Московской государственной консерватории. Дабы подтвердить авторство музыки «Ой, мороз, мороз…», он собрал среди прочего мнения двух десятков артистов русских народных хоров, исполнителей оркестров народных инструментов, преподавателей академии имени Гнесиных…

Мария Павловна ушла из жизни в 2017 году. Осмелюсь предположить, что ее песня будет жить вечно.

Источник Российская газета

By Admin

Related Post

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *