В фокусе проекта — важный для советской науки период интенсивного развития, начавшийся в середине 1950-х годов на фоне перемен в общественной и культурной жизни СССР.
Оттепель, а вместе с ней — первая в мире атомная электростанция в тех местах, где родился будущий маршал Жуков, первые спутник, атомный ледокол, полет Гагарина и научный оазис рядом с Новосибирском стали символами тех лет, когда наука в нашей стране расправила плечи, подавала смелые надежды и дарила вдохновение поэтам.
Фото: Александр Емельяненков
Выставка в Музее архитектуры, приуроченная к 300-летию Российской академии наук, как раз об этом. И дает, по замыслу ее организаторов, «собирательный образ ученого, конструировавшего новый мир и менявшего жизнь советских людей».
Директор музея Наталья Шашкова и кураторы выставки — Юлия Старостенко и Ксения Кокорина — рассказали первым посетителям, как устроена и чем богата экспозиция. Более 250 работ из собственных фондов Музея им. Щусева и предоставленных организациями-партнерами (РОСИЗО, Политехнический музей, Музей космонавтики, Архив РАН, музеи Новосибирска, Обнинска, Зарайска и другие) разместили на анфиладе главного музея архитектуры.
— В первом разделе выставки, — поясняет Ксения Кокорина, — нас встречает обобщенный образ ученого-творца. Тут представлены архивные фотографии и живописные работы Эмилии Глебовой, Александра Дубовика, Всеволода Тарасевича…
Глебова Эмилия Ивановна. «Доказательство». 1980-е. Фото: Александр Емельяненков
Действительно: и слева, и справа — динамичные сюжеты с участием ученых-шестидесятников. И физиков, и лириков одновременно. Молодые советские ученые были героями своего времени: о них снимали фильмы и писали книги, запечатлевали на фото, в живописи, графике, скульптуре. Живые, эмоциональные произведения передают азарт исследовательской работы и погружают зрителя в эпоху великих свершений и великих надежд.
А следом — переход к рассказу о том, как жили ученые, какие идеи их в то время обуревали и что нашло воплощение в реальных проектах. Фотографии, плакаты, архитектурные макеты напоминают об освоении космоса, Арктики, Мирового океана, атомной энергетики.
— Оттепель, повлиявшая на культурную жизнь страны, сказалась и на науке, в которой соотношение «личность-номенклатура» сдвинулось в пользу личности, — утверждает Ксения Кокорина, — Советский ученый с его мощным потенциалом, раскрытым в самых знаковых научных достижениях середины века, стал ярким героем эпохи — знающим специалистом, теоретиком, мечтателем, визионером.
Здесь же — предметный рассказ о том, кто, по чьим решениям и в каких условиях проектировал, а потом строил новые здания академических НИИ, лабораторий, научных центров в ближнем Подмосковье (Зеленоград, Пущино, Протвино, Черноголовка) и Академгородок в Новосибирске. Со второй половины прошлого столетия ведет свою историю ГИПРОНИИ — Всесоюзный проектный и научно-исследовательский институт по проектированию научно-исследовательских институтов, лабораторий и научных центров. На выставке впервые экспонируются архитектурные чертежи, проекты и макеты из его архива.
Мозаичный горельеф «Лента Мёбиуса» на фасаде ЦЭМИ. Благодаря ему здание получило неофициальное название «дом с ухом». Фото: wikipedia.org
Через оригинальную графику, чертежи, фотографии и макеты показан, в частности, комплекс научных зданий на Нахимовском проспекте в Москве. Яркий акцент этого раздела — модель скульптурной группы «Лента Мебиуса» для здания Центрального экономико-математического института (ЦЭМИ), выполненная художниками Элеонорой Жарёновой и Владимиром Васильцовым.
Расцвет науки совпал по времени с радикальными переменами в сфере архитектурного творчества. К концу 50-х и в начале 60-х фокус внимания сместился с индивидуального проектирования на массовое, типовое строительство. Достижения и сложности той эпохи отразились в архитектуре известных научных сооружений.
Один из примеров — долгая эпопея с проектированием, выбором места и строительством главного здания Академии наук в Москве. Того, что теперь стало привычным на набережной Москвы-реки в районе пощади Гагарина. Венчающая его конструкция из цветного металла дала повод москвичам именовать верхушку этого сооружения «золотыми мозгами». В макетах, фотографиях и рисунках отражен весь путь от первых проектов еще на Калужском шоссе до архитектурного конкурса 1968 года и далее, через строительство 70-х и 80-х годов.
— Выставка «Конструкторы науки» дает возможность вывести на новый уровень разговор о советской архитектуре и градостроительстве со второй половины 50-х до конца 70-х годов, — отмечает главный научный сотрудник Музея архитектуры имени А.В. Щусева и куратор выставки Юлия Старостенко. — Речь не только о разработке сложных в функциональном отношении зданий научно-исследовательских институтов, включавших экспериментальные лаборатории и пространства для вычислительных машин, но и о практике типового проектирования, что ярко воплотилось в городах науки. Их ценность определяется не столько эстетическими характеристиками архитектурных объектов, сколько уникальностью той среды, которая создавалась для советских ученых…
Городки и микрорайоны, уединенно расположенные в зеленых массивах, рационально и комфортно организованные, должны были стать идеальной средой для работы и жизни ученых. «Идеалистические устремления далеко не всегда находили точное воплощение в реальности, но сам факт создания для ученых особых городов олицетворял высокий статус советской науки и отводившуюся ей роль в построении нового мира», — отмечают устроители выставки.
История проектирования и само рождение новосибирского Академгородка, Научного центра биологических исследований Академии наук СССР в Пущино, Центра микроэлектроники в Зеленограде, а также Ногинского научного центра Академии наук СССР в подмосковной Черноголовке и центра в Протвино рассказаны и показаны через макеты, исторические фотографии и архитектурную графику.
— Проектная и строительная практика эпохи модернизма относительно недавно попала в поле зрения специалистов, — считает директор Музея архитектуры им. А.В. Щусева Наталья Шашкова. — Системно архитектурой научных учреждений второй половины ХХ века не занимался никто. Мы сделали первый шаг в этом направлении и благодарны Российской академии наук за новый вызов и новый опыт. Даже в рамках юбилейных торжеств Академия наук выполняет свою высокую миссию — содействовать приращению научного знания.
Директор Музея архитектуры им. А.В. Щусева Наталья Шашкова. Фото: Александр Емельяненков
А по мнению президента РАН Геннадия Красникова, совместный выставочный проект с музеем архитектуры «рассказывает о важной стороне жизни советских ученых — о среде, которая их окружала, городах, в которых они трудились и которые специально создавались для исследователей».
— Выставка ярко показывает связь науки и архитектуры, — заключил президент РАН и выразил надежду, что она будет интересна самой широкой аудитории.