“Пуритане” на сцене Большого – заветная мечта или рабочие будни звезды бельканто?
Альбина Шагимуратова: “Пуритане” полтора века не звучали на сцене Большого театра. Ни в советское, ни в постсоветское время этой оперы не было в Москве, можно сказать, для России это премьера. Для меня Эльвира в “Пуританах”, не считая еще одной героини Беллини – Нормы, один из ключевых и сложнейших образов в операх бельканто от счастливой, влюбленной девочки до почти умирающей, с суицидальными мыслями, героини. Эта работа – важный творческий этап. Во времена Беллини, эта опера звучала практически ежедневно, а сейчас она и в мире звучит крайне редко. Прежде всего из-за того, что трудно собрать должный ансамбль солистов. И за то, что она наконец появилась в России, специально для меня, нескромно будет сказано, огромное спасибо маэстро Гергиеву. Мне кажется, Валерий Абисалович выполняет какую-то божью миссию! Он сочетает в себе качества уникального организатора и безумно талантливого музыканта и совершает фантастические вещи. И сегодня уникальные оперы “Пуритане” и “Гугеноты” звучат в Большом театре.
Когда-то вы мечтали стать именно солисткой Большого театра…
Альбина Шагимуратова: Будучи студенткой Московской консерватории, любая певица мечтает быть солисткой Большого театра. Но в моей жизни все всегда было через преодоление, что меня только закалило. Помню, папе говорю: “Почему ж так все сложно? Почему мне говорят, что у меня нет голоса, когда есть голос?” А папа всегда верил в меня и поддерживал, отвечал: “Жизнь – это борьба”.
Не хочется размениваться на халтуру. Опера – искусство, а не ремесло ради зарабатывания денег
Будучи золотой медалисткой конкурса Чайковского, я прослушивалась в Большой театр, но меня упорно не брали даже на партию Царицы ночи, хотя, когда я второй раз пробовалась, у меня уже был контракт на “Волшебную флейту” с Зальцбургским фестивалем… А сегодня в первую очередь я солистка Мариинского театра, это мой родной дом. Хотя, конечно, и Людмила в опере Глинки, и Виолетта в “Травиате”, Графиня де Фольвиль в “Путешествии в Реймс”, спетые в Большом театре, дороги мне.
Как вы относитесь к тому, что сегодня масштаб карьеры некоторых российских оперных певцов лимитирован не по творческим причинам?
Альбина Шагимуратова: Сейчас я получаю огромное удовольствие от того, что наконец-то начался творческий процесс. Рутина бешеная – постоянные переезды, беготня по аэропортам – в прошлом. А бывало, когда просыпалась в очередном отеле, не сразу понимала, в каком городе нахожусь. И как следствие, возник период, когда я много отменяла, потому что болела: голос был не в форме. Появилась возможность заняться серьезно голосом, вокальной техникой. Есть условия, чтобы больше времени заниматься с концертмейстерами. Не хочется размениваться на халтуру. А к сожалению, ее много вокруг, она преобладает над настоящим и талантливым. Вопреки тому, что опера – искусство, а не ремесло ради зарабатывания денег.
А каковы сегодня ваши творческие планы?
Альбина Шагимуратова: Идей и задач много. Маэстро Гергиев после “Пуритан” попросил меня выучить партию королевы Маргариты Валуа в “Гугенотах”. А дирижер Дмитрий Юровский предложил спеть в Красноярске “Норму” и ждет меня. Запланировали концертное исполнение на сентябрь. Эта партия, конечно, из заветных, но при этом хочется оставаться наверху тесситуры, чтобы “серебро”, легкость, полетность голоса сохранились…
А какие предложения есть у вас в международном контексте?
Альбина Шагимуратова: Я остаюсь на связи со своим агентом Алессандро Ариози. Но сейчас, с одной стороны, мне кажется, не время ездить по миру. С другой, мне уже неинтересно петь “Травиату” или Лючию. Если б последовали предложения, например, “Пуритан”, “Сомнамбулы”, “Монтекки и Капулетти”, “Пирата” или “Анны Болейн” и “Марии Стюарт”, я, конечно, подумала бы. С удовольствием снова поработала бы с Риккардо Мути или Антонио Паппано.
Жизнь течет, все меняется. Верю, это все скоро закончится. Мир будет другим – это однозначно. Но музыкальный мир, уверена, не может существовать без российской культуры и наших певцов. Мы вообще одни из лучших… Я была первая русская певица, которая исполнила Лючию ди Ламмермур на сцене “Ла Скала”, где пели и Рената Скотто, и Мария Каллас, и Джоан Сазерленд.
А в следующем сезоне, например, несмотря ни на что, на сцене нью-йоркской “Метрополитен” будет представлена новая постановка “Пиковой дамы”. Хотя я никогда Лизу петь не буду, обожаю “Пиковую”. Считаю, что это signature Russian opera.
Вы из тех, ныне редких певиц, что ревностно относятся к чистоте вокального амплуа?
Альбина Шагимуратова: Безусловно! Певец – труженик, который должен быть ответственно благодарен за то, что Господь дал ему голос, и не пытаться обмануть свою природу. Раз тебе дано исполнять высокий колоратурный репертуар, пой, развивай и береги, постоянно ограняя его как бриллиант. Голос не прощает предательств и измен, а чтобы верно распорядиться талантом, ум нужен и хорошее образование. Я же порой встречаю певцов, которые нотной грамоты даже толком не знают…
А в этой постоянной работе над собой у певца на вершине профессионального успеха, должен быть ментор?
Альбина Шагимуратова: Всегда нужен человек, который тебя слушает со стороны и подсказывает. Для меня это вокальный педагог Дмитрий Юрьевич Вдовин, с которым я еще к конкурсу Чайковского вместе с концертмейстером Анной Адольфовной Маргулис всего за месяц подготовилась. Еще это пианистка Галина Константиновна Михеева, прекрасный концертмейстер, что служит в Музыкальном театре имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Именно с ней, например, я подготовила свою Эльвиру в “Пуританах”…
Сегодня вы возложили на себя и хлопоты по возрождению старейшего вокального конкурса имени Глинки . Зачем вам, востребованной певице ,это нужно?
Альбина Шагимуратова: А великой Ирине Константиновне Архиповой зачем это надо было? Сколько она выдающихся певцов открыла и поддержала! Я сама лауреат конкурса Глинки… И не перечислить всех замечательных имен… Надо возрождать этот конкурс – он история нашей культуры. Необходимость конкурса Глинки подтверждает тот факт, что оргкомитет получил свыше 400 заявок из 12 стран. Конкурс мотивирует новые поколения музыкантов.