Актуально
Пт. Сен 20th, 2024

Альбина Шагимуратова: Музыкальный мир не может существовать без российской культуры

By Admin Июн23,2024

“Пуритане” на сцене Большого – заветная мечта или рабочие будни звезды бельканто?

Альбина Шагимуратова: “Пуритане” полтора века не звучали на сцене Большого театра. Ни в советское, ни в постсоветское время этой оперы не было в Москве, можно сказать, для России это премьера. Для меня Эльвира в “Пуританах”, не считая еще одной героини Беллини – Нормы, один из ключевых и сложнейших образов в операх бельканто от счастливой, влюбленной девочки до почти умирающей, с суицидальными мыслями, героини. Эта работа – важный творческий этап. Во времена Беллини, эта опера звучала практически ежедневно, а сейчас она и в мире звучит крайне редко. Прежде всего из-за того, что трудно собрать должный ансамбль солистов. И за то, что она наконец появилась в России, специально для меня, нескромно будет сказано, огромное спасибо маэстро Гергиеву. Мне кажется, Валерий Абисалович выполняет какую-то божью миссию! Он сочетает в себе качества уникального организатора и безумно талантливого музыканта и совершает фантастические вещи. И сегодня уникальные оперы “Пуритане” и “Гугеноты” звучат в Большом театре.

Когда-то вы мечтали стать именно солисткой Большого театра…

Альбина Шагимуратова: Будучи студенткой Московской консерватории, любая певица мечтает быть солисткой Большого театра. Но в моей жизни все всегда было через преодоление, что меня только закалило. Помню, папе говорю: “Почему ж так все сложно? Почему мне говорят, что у меня нет голоса, когда есть голос?” А папа всегда верил в меня и поддерживал, отвечал: “Жизнь – это борьба”.

Не хочется размениваться на халтуру. Опера – искусство, а не ремесло ради зарабатывания денег

Будучи золотой медалисткой конкурса Чайковского, я прослушивалась в Большой театр, но меня упорно не брали даже на партию Царицы ночи, хотя, когда я второй раз пробовалась, у меня уже был контракт на “Волшебную флейту” с Зальцбургским фестивалем… А сегодня в первую очередь я солистка Мариинского театра, это мой родной дом. Хотя, конечно, и Людмила в опере Глинки, и Виолетта в “Травиате”, Графиня де Фольвиль в “Путешествии в Реймс”, спетые в Большом театре, дороги мне.

Как вы относитесь к тому, что сегодня масштаб карьеры некоторых российских оперных певцов лимитирован не по творческим причинам?

Альбина Шагимуратова: Сейчас я получаю огромное удовольствие от того, что наконец-то начался творческий процесс. Рутина бешеная – постоянные переезды, беготня по аэропортам – в прошлом. А бывало, когда просыпалась в очередном отеле, не сразу понимала, в каком городе нахожусь. И как следствие, возник период, когда я много отменяла, потому что болела: голос был не в форме. Появилась возможность заняться серьезно голосом, вокальной техникой. Есть условия, чтобы больше времени заниматься с концертмейстерами. Не хочется размениваться на халтуру. А к сожалению, ее много вокруг, она преобладает над настоящим и талантливым. Вопреки тому, что опера – искусство, а не ремесло ради зарабатывания денег.

А каковы сегодня ваши творческие планы?

Альбина Шагимуратова: Идей и задач много. Маэстро Гергиев после “Пуритан” попросил меня выучить партию королевы Маргариты Валуа в “Гугенотах”. А дирижер Дмитрий Юровский предложил спеть в Красноярске “Норму” и ждет меня. Запланировали концертное исполнение на сентябрь. Эта партия, конечно, из заветных, но при этом хочется оставаться наверху тесситуры, чтобы “серебро”, легкость, полетность голоса сохранились…

А какие предложения есть у вас в международном контексте?

Альбина Шагимуратова: Я остаюсь на связи со своим агентом Алессандро Ариози. Но сейчас, с одной стороны, мне кажется, не время ездить по миру. С другой, мне уже неинтересно петь “Травиату” или Лючию. Если б последовали предложения, например, “Пуритан”, “Сомнамбулы”, “Монтекки и Капулетти”, “Пирата” или “Анны Болейн” и “Марии Стюарт”, я, конечно, подумала бы. С удовольствием снова поработала бы с Риккардо Мути или Антонио Паппано.

Жизнь течет, все меняется. Верю, это все скоро закончится. Мир будет другим – это однозначно. Но музыкальный мир, уверена, не может существовать без российской культуры и наших певцов. Мы вообще одни из лучших… Я была первая русская певица, которая исполнила Лючию ди Ламмермур на сцене “Ла Скала”, где пели и Рената Скотто, и Мария Каллас, и Джоан Сазерленд.

А в следующем сезоне, например, несмотря ни на что, на сцене нью-йоркской “Метрополитен” будет представлена новая постановка “Пиковой дамы”. Хотя я никогда Лизу петь не буду, обожаю “Пиковую”. Считаю, что это signature Russian opera.

Вы из тех, ныне редких певиц, что ревностно относятся к чистоте вокального амплуа?

Альбина Шагимуратова: Безусловно! Певец – труженик, который должен быть ответственно благодарен за то, что Господь дал ему голос, и не пытаться обмануть свою природу. Раз тебе дано исполнять высокий колоратурный репертуар, пой, развивай и береги, постоянно ограняя его как бриллиант. Голос не прощает предательств и измен, а чтобы верно распорядиться талантом, ум нужен и хорошее образование. Я же порой встречаю певцов, которые нотной грамоты даже толком не знают…

А в этой постоянной работе над собой у певца на вершине профессионального успеха, должен быть ментор?

Альбина Шагимуратова: Всегда нужен человек, который тебя слушает со стороны и подсказывает. Для меня это вокальный педагог Дмитрий Юрьевич Вдовин, с которым я еще к конкурсу Чайковского вместе с концертмейстером Анной Адольфовной Маргулис всего за месяц подготовилась. Еще это пианистка Галина Константиновна Михеева, прекрасный концертмейстер, что служит в Музыкальном театре имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Именно с ней, например, я подготовила свою Эльвиру в “Пуританах”…

Сегодня вы возложили на себя и хлопоты по возрождению старейшего вокального конкурса имени Глинки . Зачем вам, востребованной певице ,это нужно?

Альбина Шагимуратова: А великой Ирине Константиновне Архиповой зачем это надо было? Сколько она выдающихся певцов открыла и поддержала! Я сама лауреат конкурса Глинки… И не перечислить всех замечательных имен… Надо возрождать этот конкурс – он история нашей культуры. Необходимость конкурса Глинки подтверждает тот факт, что оргкомитет получил свыше 400 заявок из 12 стран. Конкурс мотивирует новые поколения музыкантов.

Источник Российская газета

By Admin

Related Post

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *