Юбиляр жив и здоров
Недавно московский трамвай отметил свое 125-летие. А ведь мог бы и не дожить до этой даты! «В начале нынешнего века многим казалось, что время трамвая прошло. Под напором автомобильного лобби его сеть постоянно сокращалась», — напомнил в связи с этим событием мэр Москвы Сергей Собянин. И в самом деле: в 1990-2000-е годы трамвайная сеть в столице сократилась на треть. В 2010-м, став во главе столицы, Собянин объявил возрождение трамвая одним из главных приоритетов транспортной программы правительства Москвы. И это оказалось не просто декларацией. Город не только сохранил 35 маршрутов и 180 км линий (больше в России только в Санкт-Петербурге — 231 км), но и продолжает строить новые пути. Уже вернулся трамвай к Белорусскому и Павелецкому вокзалам. Началось строительство путей на Таганке — по улице Сергия Радонежского от площади Ильича до Андроньевской площади — это соединит существующие линии и сократит пассажирам путь до Курского вокзала. В ближайшие годы планируется запустить прямой маршрут по шоссе Энтузиастов до Курского вокзала, открыть движение на линиях по Трифоновской улице и проспекту Академика Сахарова.
Да и сами трамваи уже не те, что не давали спать москвичам домов, мимо которых ходили с таким шумом и звоном. Трехсекционные вагоны «Витязь-Москва», сделанные отечественными производителями по заказу столицы, отличает плавный, практически бесшумный ход. Низкопольные, они доступны и инвалиду-колясочнику, и маме с малышом, и студентам с велосипедами — для них есть специальные крепления. Комфорта добавляют климат-контроль, разъемы для зарядки гаджетов. Таких трамваев в городе уже 95% из имеющихся 600. К тому же 70% его линий обособленные. То есть при движении трамвай не пересекается с автомобилями — проходит по перекресткам, эстакадам без остановки там, где стоят остальные участники дорожного движения. Пользуются им сейчас ежедневно 700 тыс. пассажиров, а к 2030 году, по прогнозу властей, будет не менее 1 млн человек в сутки.
Фото: Инфографика «РГ»/ Леонид Кулешов / Любовь Проценко
Тем не менее, к трамваям у части жителей остается немало вопросов. Почему к ним стали возвращаться, хотя, казалось бы, уже есть электробусы, столь же комфортные, но создающие меньше проблем? Причин дать снова зеленый свет трамваю в Москве, по мнению профессора Высшей школы экономики Михаила Блинкина, много. Прежде всего его вместимость: «На дорогах один трехсекционный «Витязь-Москва» заменяет до 200 автомобилей», — рассказал он «РГ». «А электробус не лучше? — спрашиваю я. — Ему, по крайней мере, рельсы не нужны». «Не лучше, — говорит Блинкин. — Электробус везет до 85 пассажиров, а трамвай — до 260 или втрое больше. Получается, чем больше трамваев, тем свободнее на дорогах. Да и с точки зрения экологии трамвай не загрязняет окружающую среду. Электробус же только едет на электричестве, а отапливается в наши холодные зимы все-таки мазутом. К тому же остается вопрос, что делать с его использованными батареями, как их утилизировать?».
Столичные власти объясняют: электробус везет до 85 пассажиров, а трамвай — до 260. А значит, чем больше трамваев — тем свободнее на дорогах
Дорогу беспилотнику
Развивают в Москве и инновационные виды транспорта. Недавно журналистам показали, как на улицы города вышел беспилотный трамвай. Правда, пока без пассажиров и с водителем. Но в ходе испытаний он проехал по столице уже 200 км.
Разработкой этого трамвая занимается Центр развития электротранспорта и беспилотных технологий. Руководитель проекта Роман Хихин поделился с «РГ»:
— Мы испытываем трамвай по маршруту N 10 от улицы Кулакова, где расположено депо Строгино, до станции Щукинская. Его салон оборудован лидарами и радарами-датчиками, которые сканируют путь, и видеокамерами, различающими цвета светофора. Путь тоже оснащен технологией, которая по воздуху обеспечивает взаимодействие с транспортным средством. Все поступающие с датчиков данные анализирует вычислитель, который и принимает решение, можно ехать или на пути имеется препятствие, скажем, на перекрестке горит красный свет. По словам мэра Москвы, без водителя беспилотный трамвай запустят с пассажирами до конца 2025 года. Если учесть, что больше всего в Москве сейчас не хватает именно водителей общественного транспорта, — в Центре занятости имеется 4 тыс. вакансий, можно понять, насколько актуальна для отрасли новая технология.
Инфографика «РГ»/ Леонид Кулешов / Любовь Проценко
Курс на «Фили»
Пока же самый молодой общественный транспорт в Москве — водный. Первые речные электротрамваи, напомню, запустили по Москве-реке год назад от Киевского вокзала до причала «Сердце столицы» в районе жилого комплекса с одноименным названием на Шелепихинской набережной. А в мае этого года его протяженность увеличили с 7 до 12 км, конечной точкой стал парк «Фили». Москвичам это, конечно, большой плюс: легче, а летом еще и приятнее по воде добираться до этой популярной зоны отдыха.
Обслуживать новый маршрут будут 11 электросудов. В ближайшее время планируется открыть новые причалы и на втором речном маршруте, который связывает «ЗИЛ» с «Печатниками». С появлением речных трамваев альтернативные варианты поездок по городу получили 1,5 млн москвичей из 18 районов. В планах до 2030 года запустить еще пять регулярных маршрутов. Среди них «ЗИЛ — Новоспасский», «Коломенское — Южные Ворота», «Хорошево-Мневники — СберСити», Северный речной вокзал — Маяк» и «Киевский — Новоспасская». А число пассажиров, пользующихся речным транспортом, по прогнозу властей, увеличится с 6 тыс. до 24 тыс. в сутки — для них будут работать 6 электрических судов.
Кстати
Развитию судоходства по Москве-реке будет способствовать и запуск своей верфи. Ее строительство началось в декабре прошлого года, а к концу этого планируется завод достроить и в 2025 году начать и производство судов. Его мощность — до 50 судов в год.