© belchonock / Фотобанк Фотодженика |
В отношении общества проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов за период с 1 января 2015 г. по 31 декабря 2017 г. По итогам проверки управлением принято решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 25 мая 2022 г., в соответствии с которым обществу доначислены налог на прибыль, НДС, начислены пени и штраф по ст. 126 НК РФ(Определение СКЭС ВС РФ от 4 июня 2024 г. № 301-ЭС23-26689 по делу № А38-5256/2022)
В связи с неуплатой налога, пени, штрафа в установленный в требовании срок, УФНС вынесло решение от 24 октбября 2022 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах заявителя в банках, а также электронных денежных средств, а также выставило инкассовые поручения от 24 октбяря 2022 г. к расчетному счету налогоплательщика.
Обращаясь в суд с требованиями о признании решения о взыскании и инкассовых поручений не подлежащими исполнению, общество полагало, что управление нарушило сроки проведения ВНП более чем на два года, в связи с чем утратило право на принудительное взыскание задолженности по налогам, пени, штрафу, начисленным по результатам проведенной проверки.
Суды первой и апелляционной инстанций поддержали налогоплательщика, однако суд округа отменил их решения, исходя из того, что при проверке соблюдения сроков принудительного внесудебного взыскания оценке, в первую очередь, подлежит своевременность действий налогового органа на стадии исполнения решения, вынесенного по результатам налоговой проверки (после вступления в силу решения и получения реальной возможности его исполнения), которая начинается с выставления требования об уплате налога. Само по себе нарушение длительности проведения налоговой проверки не может иметь юридического значения для оценки правомерности действий налогового органа на стадии взыскания задолженности по налогам. УФНС соблюдены сроки направления требования, принятия решения о взыскании, установленные статьями 46 и 70 НК РФ, исчисленные со дня, когда решение фактически вступило в силу — 9 сентября 2022г., без учета нарушения сроков проведения самой налоговой проверки и рассмотрения ее результатов.
Однако СКЭС ВС РФ разъяснила, что по смыслу положений НК РФ регламентация сроков взыскания налогов, также как и сроков проведения налоговых проверок, имеет общие итоговые цели, поскольку направлена на достижение равновесия интересов участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на обеспечение правовой определенности.
Если сроки совершения определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля, в том числе сроки рассмотрения материалов проверки и принятия решения по ней, сроки рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом в своей совокупности превысили двухлетний срок, предусмотренный абзацем третьим п. 1 ст. 47 НК РФ, то налоговый орган утрачивает право на принудительное взыскание задолженности как в бесспорном, так и в судебном порядке.
В связи с этим в силе остаются решения первой и апелляционной инстанций в пользу налогоплательщика.