Россияне всё чаще жалуются на нарушения в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Так, в 2023-м Генпрокуратора сообщала о годовом приросте жалоб на 55%.
«АиФ» рассказывает, как оформлять и куда направлять претензии, чтобы решить наболевший вопрос.
Прокуратура мусор не вывезет
Нередко бывает так: человек пишет жалобу, не получает ответ и оставляет попытку добиться улучшения качества услуг, перерасчёта и т. д. «А по факту он просто неправильно изложил суть проблемы, не приложил копию договора или его почерк невозможно разобрать. Есть те, кто забывает указать контактные данные, а есть анонимы, которые не желают прослыть доносчиками. Но ведомства заявления от неизвестных граждан не рассматривают, — говорит юрист Алла Георгиева. — Кроме того, порой люди просто обращаются не в те инстанции. Если мусор не вывозят в срок, претензию нужно адресовать в управляющую компанию, а многие бегут сразу в прокуратуру. Но прокуратура не приедет и не уберёт этот мусор. Да, ваше обращение переадресуют управляющей компании. Однако процесс этот небыстрый. Может занять и месяц».
«Обоснованная жалоба сработает, если не прыгать через инстанции, — уверяет адвокат Владимир Постанюк. — В большинстве случаев “иерархия” выглядит так: управляющая компания, далее жилинспекция, затем Роспотребнадзор, прокуратура или ФАС. И наконец, исковое заявление в суд. То есть, если УК молчит, добро пожаловать на следующий уровень — в жилинспекцию».
Опять же, если от УК нет реакции, можно направить заявление онлайн — через портал dom.gosuslugi.ru. «Но и тут важно составлять текст заявления правильно, — уточняет Георгиева. — Следует указать, что по данному вопросу вы уже куда-то обращались, но требования не удовлетворены. Нужно приложить доказательства, копии документов. Если жалоба похожа на первичную, её могут снова направить в УК».
Прежде чем жаловаться
По закону, если управляющая компания нарушает свои обязательства, она должна возместить причинённые этим убытки. Но прежде чем жаловаться на работу компании, нужно обратиться в саму УК с претензией и зафиксировать факт оказания услуг ненадлежащего качества. Если после вашего обращения недостатки не были устранены, пишите жалобу на имя руководителя УК. Подготовьте её в двух экземплярах: один надо передать в администрацию УК, второй останется у вас (на нём должны проставить дату принятия жалобы, подпись ответственного сотрудника, входящий номер). Срок ответа по жалобе составляет, как правило, 10 дней.
Опять же, управляющая компания занимается только теми вопросами, которые находятся в её компетенции. «Перечень обязанностей обычно прописан в договоре на управление домом. Минимальный набор следующий: уборка в подъездах и лифтах, контроль за работой систем водоснабжения, канализации, отопления, пожарной сигнализации, ликвидация аварий, содержание придомовой территории», — перечисляет Постанюк.
А вот, если вы считаете, что неверно рассчитаны коммунальные платежи, — это уже к жилинспекции и ФАС.
Статистика
На что чаще всего жалуются
- Начисление платы за ЖКУ — 20,4%.
- Управление домом — 17,1%.
- Состояние и содержание дома — 15,9%.
- Состояние придомовой территории, в т. ч. вопросы, связанные с вывозом мусора, — 10,6%.
- Капремонт — 10%.
- Качество предоставляемых коммунальных услуг — 7,2%.
Источник: НП «ЖКХ Контроль», анализ обращений за 9 месяцев 2023 года.
Кстати
Если дошло до суда
Чем заканчивается для коммунальщиков игнорирование претензий жильцов? Вот лишь несколько дел.
В Смоленске с крыши жилого дома на автомобиль упала ледяная глыба, повредив его. Жалобы владельца машины УК проигнорировала, и он пошёл в суд. В итоге УК обязали выплатить более 200 тыс. рублей компенсации.
В Екатеринбурге пенсионерка провалилась ногой в открытый канализационный люк во дворе дома, повредила коленный сустав. Компенсацию морального вреда выбивала через суд. УК пришлось ей выплатить 70 тыс. рублей, также компания получила штраф (35 тыс. рублей).
В Серове УК не обеспечила должное освещение. В результате, выходя вечером из подъезда, жительница дома оступилась, упала с лестницы и получила переломом. Возмещать причинённый вред коммунальщики отказались. Дальше был суд, по итогам которого УК пришлось раскошелиться на 115 тыс. рублей (70 тыс. — компенсация женщине, остальное — штраф за отказ удовлетворения требований потребителя).
В Благовещенске разборки с управляющей компанией завершились уголовным делом. Жильцы аварийного дома два года били во все колокола из-за трещин на здании, протекающей крыши и плесени. После бездействия коммунальных служб ситуацией заинтересовались в СК РФ, возбудив дело по статье «Халатность».
<!—Расположение: —>