Актуально
Чт. Ноя 14th, 2024

Белые ночи можно встретить на легендарном “колеснике” России

By Admin Июн20,2024

…Блестящий паркет, отливающие медью поручни, прогулочные палубы… Когда поднимаешься на единственный оставшийся в России “колесник”, сразу представляешь, как сто с лишним лет назад дамы подбирали здесь длинные юбки и придерживали на лихом ветру утыканные перьями шляпки. Сегодня для прогулки на “Гоголе” можно купить отдельное место или даже целую каюту, как сделали и мы с друзьями. Заходим: стол, умывальник, угловой диван, двухуровневые кровати. “Гальюн в коридоре”, – предупреждает кто-то из команды. Правда, чтобы туалет и душ были в каюте, можно заказать люкс. Впрочем, он больше подходит для тех, кто решит встретить на “Гоголе” белые ночи.

…Любому человеку, ступившему на палубу речного долгожителя хочется скорее осмотреть его от трюмов до рубки. “Уважаемые гости! По этим палубам стучали каблуки и шаркали лапти людей разных сословий – от крестьян и разночинцев до особ царствующих домов”, – так встречает гостей команда судна. Кстати, для тех, кто на каблучках, сто десять лет назад здесь даже библиотека была, а в буфете подавали изысканные блюда – к примеру, марешаль из дичи и маседуан из французских фруктов.

Во время экскурсии вам расскажут, что колесник заложили на Сормовской верфи в честь столетней годовщины Николая Васильевича, отмечавшейся в 1909 году. Строить судно начали в 1910-м, а в первый рейс “человек и пароход” отправился уже в 1911-м. В 1970-х годах “колесник” передали Центру судоремонта “Звездочка”, благодаря которому “Николай Васильевич” здравствует и по сей день. Как сто лет назад он добрался до Арктики? Через систему шлюзов “Гоголь” провели на юг Архангельской области, а затем по Северной Двине он спустился до устья реки. Известно также, что во время Гражданской и Великой Отечественной войн пароход-колесник успел послужить плавучим госпиталем, а потом долгое время возил пассажиров.

…А мы решили прислушиваться к сердцу “Николая Васильевича” в машинном отделении. Стучит оно громко: “Главная паровая машина выдает 380 лошадиных сил – пар для нее вырабатывается в судовых котлах”, – пытается перекричать “сердце” экскурсовод. Впрочем, “парку” достается и судовым механикам – температура в трюме может подниматься до 50 градусов. Неудивительно, ведь эта паровая система – старейшая в России.

…А колесник тем временем отчалил от берега в очередной исторический “рейд” по Двине. С берега слышим крик: “Вон, смотри, снова “Гоголь” шлепает”. Это словечко давно “прилипло” к пароходу, колеса которого во время движения издают характерный “чавкающий” звук. Расположены они с левого и правого борта, выполнены из металла, а вот плицы – деревянные. Дело в том, что плицы периодически цепляют двинской “топляк” и ломаются. Отливать металлические сложно, а вот дерева в Поморье для “Гоголя” точно хватит. Кстати, ходит легенда, что “Гоголь” – это и есть то самое “золотое сечение” флота, совершенная машина, у которой достаточно лишь регулярно обновлять детали и приборы. Архангелогородцы верят, что крутить колеса по Северной Двине пароход сможет еще сто лет.

По этим палубам стучали каблуки и шаркали лапти людей разных сословий – от крестьян и разночинцев до особ царствующих домов

…Мерно шлепающий по реке “колесник” сделал тем временем вальяжный разворот и двинулся обратно, в сторону Морского речного вокзала Архангельска. До окончания прогулки успеваем узнать, что в 2004 году у супруги старшего механика на борту “Николая Гоголя” приняли роды, в 2017 году здесь снимали фильм “Хождение по мукам”, а в прошлом году северодвинка Ольга Брусенцова испекла пряник-козулю в виде парохода. Модель, конечно, не точная копия, зато колеса крутятся! “У нас был свой катер, поэтому на реке мы часто встречали пароход, – вспоминает мастер. – Это захватывающее чувство – подъехать поближе и постараться увидеть, как вращаются лопасти, помахать рукой капитану и пассажирам!”

Источник Российская газета

By Admin

Related Post

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *