Актуально
Пт. Сен 20th, 2024

Обнаружен договор первого русского мультипликатора с Красной армией

By Admin Июн19,2024

Российский государственный военный архив (РГВА) открыл виртуальную историко-документальную выставку “С кем вы, мастера культуры?” Творческая интеллигенция и РККА (1918-1940 гг.)”. Она посвящена историческому опыту взаимодействия творческой интеллигенции и армии.

Мультипликатор Владислав Старевич после эмиграции.

culture.ru

Мультипликатор Владислав Старевич после эмиграции.

На выставке представлены уникальные документы, которые являются свидетелями и свидетельствами формирования нового типа культуры – народного и массового. В РГВА отмечают, что на развитие культуры в нашей стране огромное влияние оказали революционные события 1917 года, а затем и Гражданская война.

“Кардинальные изменения коснулись буквально всех направлений художественной деятельности в стране, вызвали к жизни новые жанры искусства, соответствовавшие общественным настроениям тех лет”, – подчеркнули в архиве.

Договор Всероссийского бюро военных комиссаров с В.А. Старевичем, 18 января 1919 г. Фото: РГВА

В этом можно убедиться, полистав электронные образы уникальных документов, составивших виртуальную экспозицию. Она разделена на три раздела, первый из которых составлен из документов и фотографий с 1918 по 1927 годы. То есть он посвящен начальному этапу сотрудничества творческой интеллигенции с военным ведомством в период Гражданской войны и в первые годы после ее окончания.

Среди экспонатов имеется, например, письмо поэта Демьяна Бедного Льву Троцкому, в то время председателю Реввоенсовета Республики. Поэт обращался к нему с необычной просьбой предоставить свою фотографию.

“Перед Вами проект спешно изготовляемого плаката “Честь красноармейцу”, – писал Демьян Бедный 28 октября 1920 года. – Единственная задержка – за Вашим снимком в соответствующей позиции”.

Далее поэт пишет, что харьковские фотографы, назвав их непечатными словами, зря вертелись вокруг Троцкого в августе с аппаратами. “Ни одного приличного снимка здесь я не нашел, – с горечью констатирует Бедный. – А до Москвы далеко, там хорошие снимки есть”.

В заключение письма поэт просил Троцкого немного попозировать перед аппаратом и передать снимок ему, если, конечно, “мой плакат этого заслуживает”.

“Из документов, вошедших в первый раздел, следует упомянуть договор Всероссийского бюро военных комиссаров с одним из основателей русской мультипликации, впоследствии эмигрировавшим из Советской России, – Владиславом Старевичем о поступлении на службу во фронтовую концертную труппу в качестве кинооператора от 18 января 1919 года, – говорят в архиве. – Это не известное ранее доказательство его службы в РККА можно смело назвать архивным открытием”.

Открытка с репродукцией картины Бродского “Заседание Реввоенсовета СССР под председательством К.Е. Ворошилова”, изданная музеем Красной армии в 1928 году. Фото: РГВА

Второй раздел экспозиции охватывает период с 1928 по 1937 года. Представленные здесь документы рассказывают об инициативах Центрального совета Ассоциации художников революционной России и одного из активных его деятелей – художника Бродского, об организации Ансамбля красноармейской песни (ныне – Академический ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова).

Особого внимания в данном разделе заслуживают записки и письма представителей творческой интеллигенции наркому обороны Ворошилову: режиссеров Васильевых, художника Грекова, композитора Книппера, оперного певца Рейзена, писателей Горького, Виноградова и др.

Третий раздел освещает работу творческой интеллигенции с 1938 по 1940 годы, то есть во время военных конфликтов у озера Хасан и на реке Халхин-Гол. На тот же период пришлись и другие знаковые события, в том числе воссоединение Западной Украины с Украинской ССР и Западной Белоруссии с Белорусской ССР, Советско-финляндская война.

“Документы показывают работу фронтовых творческих бригад, которые вновь стали организовываться и направляться в районы боевых действий, – уточнили в РГВА. – Отдельную группу составляют документы, связанные с созданием положительного образа Красной армии за рубежом (предоставление живописных полотен для демонстрации заграницей, гастроли Ансамбля красноармейской песни и пляски в США)”.

Источник Российская газета

By Admin

Related Post

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *