Китайские сериалы находятся в тени японских и корейских, но они набирают популярность во всем мире и в России, показывая эпическое фэнтези-сянься, молодежные драмы, комедии и свои версии доктора Хауса.
Китайская экспансия в кинематографе пока не так заметна, как японская или южнокорейская. Фильмы из этих двух стран регулярно становятся претендентами на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинфестиваля, не так давно они даже выстрелили «дуплетом» — в 2018-м победу одержали «Магазинные воришки» японского режиссера Хирокадзу Корээды, а в 2019-м — «Паразиты» Пон Чжун Хо из Южной Кореи. Есть, разумеется, и более массовый уровень — японские аниме смотрят по всему миру, Годзилла вполне себе прописался в Голливуде, а 2021 году южнокорейский сериал «Игра в кальмара» стал хитом Netflix. «Кальмаромания» тогда охватила многие страны. С Китаем дела обстоят чуть сложнее.
Патриотические миллионы долларов
В принципе, полуторамиллиардная страна просто обязана хоть как-то отметиться на мировой кинокарте, но до определенного момента речь шла исключительно о гонконгских боевиках категории «Б», из которых, впрочем, вышли такие признанные звезды, как Брюс Ли и Джеки Чан. О том, что снимают в «большом» Китае, знали мало. Зато для голливудских студий было мечтой попасть в релизный план китайского проката — это сулило огромные барыши, особенно в случае больших блокбастеров. Но в Китай пускали не всех — долгое время там существовал лимит в 20 западных картин, потом его чуть расширили, появились льготы для проектов с участием китайских кинокомпаний. Но всё равно китайский рынок пока остается закрытым для многих мировых премьер.
В самом же Китае много внимания уделялось патриотическому кино. Например, в 2005 году там сняли 19-серийный фильм по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…», причем писатель сам участвовал в разработке дополнительных сцен и эпизодов.
Ну а с 2010 года Китай стал активно догонять крупнейшие страны — и по числу киноэкранов, и по количеству снятого, и по его качеству. Уже в 2016-м киноэкранов в стране стало больше, чем в США (60 тысяч против 40 тысяч), и это сказалось во время пандемии коронавируса, из которой Китай вышел раньше, чем остальной мир. В десятке мировых лидеров по сборам сразу несколько позиций занимали именно китайские премьеры. Среди них были историческая военная драма «Восемь сотен» про битву в Шанхае в 1937 году ($472 млн, 2-е место), альманах «Мой народ, моя родина» ($433 млн, 3-е место) и анимационное фэнтези «Цзян Цзыя: Легенда об обожествлении» ($240 млн, 8-е место). Надо ли говорить, что большая часть этой выручки была заработана внутри Китая?
Но в целом такие кассовые сборы давно стали обыденностью для китайских фильмов, причем самых разных жанров. В 2021-м самым главным хитом там была военная драма о Корейской войне «Битва при Чосинском водохранилище», собравшая более $900 млн. В 2017-м боевик «Война волков — 2» заработала $874 млн, а незамысловатая комедия с перемещениями во времени «Привет, мам» в 2021-м лишь немного уступила «Чосинскому водохранилищу» — $848 млн кассовых сборов.
При этом в Китае не жалеют денег на эпические патриотические фильмы, выдержанные в правильном идеологическом русле — ведь события тех же «Восьми сотен» относятся к тем временам, когда у власти был Гоминьдан и Чан Кайши. Например, есть фильмы, снятые к юбилейным датам — «Великое дело основания государства» 2009-го — к 60-летию основания КНР; «Великое дело основания партии» 2011-го — к 90-летию основания КПК; «Великое дело основания армии» 2017-го — к 90-летию Наньчанского восстания. Но эти картины предназначены исключительно для внутреннего употребления, а на экспорт предлагается другое кино — самое обычное, героическое и не очень, мелодрамы и боевики, комедии и драмы. Они примерно такие же, как фильмы и сериалы любой другой страны, но с китайским колоритом — и фанаты предпочитают смотреть их в оригинале с субтитрами, чтобы получше изучить китайский язык.
В России показывали и «Восемь сотен», и обе части «Битвы при Чосинском водохранилище» — не с китайскими сборами, правда, но тут важен сам факт. Так что полнометражное китайское кино в прокат других стран попадает, пусть и далеко не всё. Но основной «натиск» китайского кинематографа совершают сериалы.
Самые-самые успешные телешоу
Что обычно смотрят китайские любители сериалов? Как и в полнометражном кино, набор жанров очень широкий. Например, лидерами телесмотрения в Китае по итогам 2023 года (рейтинг составлен компанией Maoyan) были криминальный сериал «Ураган» про команду детективов, которые сражаются с преступниками и коррупционерами в городе Цзинхай, исторический сериал про китайские события 1970-х «Там, где начинаются мечты» и дорама «Новая волна» про университет, где учат традиционной китайской медицине. В принципе, на популярность того или иного шоу сильно влияет участие местных актеров-звезд — присутствие такой звезды может вознести на вершины рейтинга даже вполне средний проект.
Любопытно, что научно-фантастический сериал «Задача трех тел» по одноименному роману Лю Цысиня в этом рейтинге оказался лишь на 10-й позиции. При этом вся трилогия Лю Цысиня «Воспоминания о прошлом Земли» пользуется популярностью и в Китае, и в остальном мире, а в марте этого года Netflix выпустил собственную адаптацию книги — правда, с исправлениями, которые должны уложить сюжет китайского писателя в нынешние реалии западного общества.
Но это телевидение. А в китайских онлайн-сервисах бал правит жанр фэнтези-сянься, и первая тройка соответстующего рейтинга за прошлый год выглядит так: «Светлый пепел луны» про возвращение в прошлое с исправлением ошибок и демонами, «Бесконечная тоска в разлуке» с людьми, богами и опять же демонами и «Баллада о нефритовой кости» из масштабного фэнтезийного проекта, в котором есть не только этот сериал.
А что в России?
Масштаб распространения китайского сериального контента весьма значителен. Например, в 2021 году, по данным Государственного управления радиовещания и телевидения КНР, в разные страны мира были проданы права на трансляцию 714 многосерийных проектов. А всего китайские шоу можно посмотреть в 200 странах — в том числе и в России.
Спутниковый телеканал Fan, который и специализируется в том числе на сериалах из Китая, по итогам 2023 года составил свой рейтинг, который возглавила дорама «Киберкраш: Влюбиться в твою улыбку», в которой речь идет о профессиональных геймерах и их непростых отношениях. Также в этом рейтинге есть фэнтезийный анимационный сериал «Путешествие к бессмертию» (со всё теми же демонами), многосерийное сянься «Неукротимый: Повелитель Чэньцин» и фэнтези «Три жизни, три мира: Личный дневник».
Но вообще в российских онлайн-кинотеатрах китайские сериалы пока уступают по количеству сериалам отечественным. Здесь можно увидеть медицинский процедурал «Всё о докторе Тан» о женщине-кардиохирурге, сянься «Неукротимый: Повелитель Чэньцин» и ту самую «Задачу трех тел», которую не слишком высоко оценили китайские телезрители. То есть выбор есть, но до сотен наименований, которые ежегодно выходят в Китае, пока далеко. Следует отметить, что все китайские проекты — по-настоящему многосерийные, они начинают от двадцати серий на один сезон. Впрочем, с учетом численности населения Китая контента на местном ТВ и в онлайн-сервисах нужно много и самого разного.
Однако китайцы, похоже, не сильно расстраиваются, что их сериалы не рвут счетчики просмотров в онлайн-кинотеатрах Запада, а фильмы не собирают пачки премий на кинофестивалях и миллиардные кассовые сборы в прокате. Эти люди умеют ждать. Ведь дождались же они момента, когда их автопром оказался чуть ли не самым успешным в мире, их космическая программа опережает американскую, а без произведенных в Китае вещей теперь не может обойтись никто. Вот и сериалы свои они превратят в «мягкую силу», которая будет воздействовать на другие страны много эффективнее оружия. Просто потому, что кино, особенно яркое, хорошо снятое, воздействует на чувства, внедряет в сознание определенные ценности, стереотипы, свое понимание добра и зла, героев и преступников. И вполне возможно. что скоро китайские супергерои будут спасать мир. И мир будет им аплодировать и сдаваться без боя.
<!—Расположение: —>