Бронзовые пластины доспеха, обнаруженные в погребении первой половины VII века до нашей эры, вероятно, исполняли роль защитных амулетов. К такому выводу пришли российские археологи, описавшие находки из могильника.
Трио авторов во главе с Анной Кадиевой из Государственного исторического музея описало находки, сделанные в коллективном погребении 79 на могильнике Заюково-3, на территории Баксанского района Кабардино-Балкарской республики.
Статья исследователей опубликована в свежем выпуске журнала «Краткие сообщения Института археологии», издаваемом Институтом археологии РАН. Погребение содержало останки трех человек.
Особое внимание ученых привлек разнообразный погребальный инвентарь, в составе которого были обнаружены крестовидная подвеска и подвеска в виде капли и головы барана, керамический кубок и др.
«Такой инвентарь в западной кобанской археологической культуре характерен для киммерийской эпохи (конец VIII — первая половина VII в. до н. э.), — пишут авторы исследования. — Однако часть инвентаря характерна для более поздней эпохи походов скифов в Закавказье: это прозрачные зеленые и мелкие глухие белые бусы».
Но особое внимание привлекли четыре панцирные пластины, которые, по мнению исследователей, не имеют аналогий среди предметов защитного снаряжения Восточной Европы ни в киммерийский, ни в скифский периоды.
Из описания следует, что все четыре бронзовые пластины воинского доспеха имеют четырехугольную форму со скругленными углами. В коротких сторонах пробиты по три отверстия, в одной из длинных — три. Исключение составляет только одна пластина, в длинной стороне которой пробито четыре отверстия.
Но ученые объясняют это ошибкой мастера. Длина пластин варьируется от 11,3 до 11,5 сантиметра, ширина — от 1,5 до 2 сантиметров, то есть они почти идентичны друг другу. Каждая из них имеет небольшую продольную изогнутость внутрь под тупым углом у одного из краев. На поверхности пластин видны следы трения их друг об друга.
«Находки совершенно аналогичных пластин среди предметов вооружения раннего железного века на территории Восточной Европы нам неизвестны, — отмечают ученые. — По форме, размеру, количеству и расположению отверстий найденные пластины существенно отличаются от известных нам экземпляров как предскифского, так и скифского времени».
Анализ показал, что бронзовые пластины являются наиболее поздним предметом во всем погребальном комплексе. Их малое количество, факт поломки и место расположения в погребении позволили исключить версию о том, что они использовались по назначению, то есть как доспех.
«Более вероятно помещение пластин в могилу в качестве амулета», — к такому выводу пришли авторы научной статьи. Возможно, подобные функции выполняла и подвеска в виде головы барана.
«Морда барана узкая, ее модель для отливки деформирована, — так описывают этот артефакт археологи. — Завершение морды трапециевидное. Петля для подвешивания в виде трех слепленных гладких шнуров».
Подвески в виде бараньих головок из могильника Заюково-3 ранее были отнесены к типу украшений, характерных для погребений финала предскифского времени.
«Таким образом, погребение 79 представляет собой комплекс, маркирующий переходный этап между классическим и поздним этапом западной кобанской археологической культуры», — подытожили авторы.