В Госдуме разработали сразу несколько законопроектов, призванных защитить жертв домашнего насилия.
Парламентарии предлагают уточнить, что обязана делать полиция для противодействия такому явлению, чтобы не доходило до непоправимых последствий. В числе прочего речь идет о ведении соответствующий статистики, необходимости изоляции жертвы и постановке агрессора на профилактический учет. Кроме того, депутаты предлагают создавать в регионах кризисные центры для поддержки жертв домашнего насилия.
Кроме прочего, предлагается усилить уголовную ответственность за убийство, доведение до самоубийства, систематическое истязание, психологическое насилие, угрозу убийства и вымогательство внутри семьи. Депутаты настаивают на том, что нынешнее законодательство лояльно относится к таким случаям внутри семьи и редко можно добиться реального решения вопроса до наступления действительно трагических инцидентов. За серьезные нарушения предлагают уголовно наказывать — вплоть до тюремного заключения.
При этом, депутаты подчеркивают, что гендерного статуса у законопроекта нет — он будет одинаково защищать как женщин, так и мужчин, которые стали жертвами насилия, навязчивого преследования и угроз. Нынешнее законодательство часто «связывает» полиции руки и без реальных действий со стороны агрессора сделать что-то просто невозможно. А действия эти могут стать одновременно первыми и последними…
«В Подмосковье погиб молодой мужчина Антон Еговцев, ему было 37 лет. Супругу Антона долгое время преследовал навязчивый поклонник, безответно в нее влюбленный. Преследование продолжалось около полугода: мужчина постоянно стучал в двери квартиры Еговцевых, мог подъехать на машине на улице и показать Антону жест, как перерезает ему горло. Слежка, навязчивые звонки, встречи у подъезда, угрозы, нападения и затем — смерть. За два часа до гибели Антон Еговцев звонил в полицию — он просил защитить его от неизвестного, который следит за ним и угрожает. Думаю, теперь всем понятно, что законопроект не имеет никакого отношения к „радикальным феминисткам“. Как видите, пострадать от преследователя может и мужчина», — рассказала автор инициативы Сардана Авксентьева.
Отдельно также предлагается ввести уголовную ответственность за клевету о совершении или угрозе совершения насилия над членами семьи. Кроме того, в России предлагают ввести охранные ордеры с запретом приближения агрессора к жертве, местам работы, учебы и проживания жертвы.
«Некоторые депутаты думают, что домашнее насилие — это вымышленная проблема. Ее нам якобы навязывают с Запада, чтобы разложить наше общество. Правда в том, что общество думает наоборот: проблема есть, и ее срочно нужно решать. Мы провели опрос вместе с исследовательской группой Russian Field: почти каждый четвертый лично сталкивался с побоями. А закон о домашнем насилии поддерживают 89% россиян. Это не просто проблема. Это эпидемия насилия, о которой нельзя молчать», —рассказал один из авторов законопроекта, вице-спикер ГД Владислав Даванков.
Кроме того, более трети россиян хотя бы раз становились свидетелями эпизодов домашнего насилия, пояснила депутат ГД Сардана Авксентьева.
«Статистические данные сухо фиксируют абсолютно одинаковые показатели как в малообеспеченных, так и в обеспеченных семьях, также нет никакой зависимости от уровня образования. 83% мужчин и 95% женщин, независимо от возраста, образования, материального состояния, поддерживают введение в стране наказания за домашнее насилие», — рассказала она.
Поддержку инициативы высказали в нескольких фракциях Госдумы. Напомним, законопроект в разных редакциях предлагался уже неоднократно, но пока ни разу не дошел до третьего чтения.
«Тема важная, по ней нужны законодательные решения. И первым необходимым шагом в борьбе с домашним насилием должна стать отмена норм о декриминализации побоев в семье», — пояснил депутат ГД Сергей Миронов.
Он напомнил, что соответствующую рекомендацию давал и Конституционный суд РФ. В 2016 году Госдума декриминализовала побои в целом, в 2017-м — побои в семье. При совершении таких действий впервые уголовная ответственность была заменена на административную.
«Считаю, что оба решения были ошибочными, практика это доказывает. За побои все же должна предусматриваться уголовная ответственность, уже по первому эпизоду. В том числе и за побои в семье, тем более что это самый распространенный вид домашнего насилия. Причем совершение подобных действий в отношении женщин, на мой взгляд, должно считаться отягчающим обстоятельством. Такие поправки для противодействия домашнему насилию нужно принимать в кратчайшие сроки», — заключил он.
<!—Расположение: —>