Актуально
Вт. Окт 1st, 2024

Мои владимирские проселки. Очень личный текст к 100-летию со дня рождения Владимира Солоухина

By Admin Июн14,2024

Вот и у меня лето делилось пополам: сначала в селе Тесово, что в 40 километрах от Гагарина; потом – в Пустом Ярославле, рядом с Владимиром. И так уж получилось, что открывал я сначала свои владимирские проселки, а потом “Владимирские проселки” Солоухина. Которые оказались до боли родными.

Хорошо когда Пустой Ярославль зовется не деревней, а на старый лад – сельцом. В таком статусе он дошел до революционных времен, пережил их, коллективизацию. Пережил Великую Отечественную – она сюда не докатилась, но эхо во многих домах услышали – не дождались отцов, сыновей, братьев. Пережил упразднение “неперспективных населенных пунктов” на излете СССР, развал самого Союза, лихие 1990-е…

Только ведь они не лихие – счастливые. Потому что там были бабушкины сказки. Там было дедово колено, на котором можно сидеть и держаться за руль его “Запорожца”. Да, именно колено – дед-фронтовик, как и Солоухин, родился в 1924-м, но лишился ноги уже после войны. Так что к рулю крепились металлические “уши” – газовать надо было пальцами, сцепление выжимать ногой, а рычаг тормоза тоже был ручным.

На этом “Запорожце” мы колесили по полевым и лесным дорогам, чтобы попасть в Пустой Ярославль. Ездили на рыбалку и по грибы. С тех пор они для меня такие, владимирские проселки.

С густым слоем пыли на хромированном бампере. По этой пыли разрешали рисовать пальцем – получались картины.

Со склизкой грязью после дождя, когда “Запорожец” ерзает в колее, но упрямо продирается вперед, штурмует крутую Теремецкую гору. Страшно!

С разнотравьем и жаворонком высоко-высоко в небе – иногда в деревню шли пешком и тогда дорога наполнялась не тарахтением мотора, а ароматами, пением птиц, красками.

Вот белая, как сахарная голова, церковь в Кутукове. Вот высокая, как свечка, колокольня в Клементьеве. Вот кирпичные руины в Малахове. Храмы – главные затески к дому своему.

А вот сосновый бор с маслятами, бревенчатый мостик через Колочку, тропка через Коровник – это название леса – к Барскому саду. Преодолеешь его – и вот он, дом.

Автор публикации с отцом и дедом возле дома в Пустом Ярославле. Фото: из семейного архива

Дом, который поставлен предками в середине XIX века. Так уж было заведено, что на протяжении всей его истории кто-то дом поддерживал. Латал крышу, перекладывал стены, менял окна. Поэтому дом и дошел до нас, ведь другие кирпичные – или каменные, как говорят здесь – исполины разрушились сами или были разобраны.

Пустой Ярославль потерял много таких домов. Но выжил сам. А ведь “соседи” по проселкам уходили целиком. “Сковырнули” бульдозерами опустевшее Ботулино на взлобье холма. Нет давно Фуфайки, где речка Черная, она же Черница, впадает в Колочку. Исчезли Оринки, Новиковка, Аннино, Пшеничниково, заросли дороги, соединявшие их. Ушла целая цивилизация.

Здесь была деревня Фуфайка… Фото: Артем Локалов

Это произошло не в один миг. Постарались многие. Сначала грабили храмы и монастыри, кулацкие семьи. Следующие поколения растаскивали уже останки колхозных построек. А в итоге не оставалось ничего.

В еще одной своей замечательной книге “Черные доски” Владимир Солоухин описывает, как застал разорение церкви в Петракове – соседнем с Пустым Ярославлем селе:

“В церкви – голые стены. Масляная роспись цела. Все остальное, даже сам иконостас, то есть те стояки и перекладины, которые образуют гнезда для икон, резьба, деревянные цветы и птицы, покрытые позолотой, а также и сами иконы, – все обрушено на пол и изрублено в мелкую щепу. Золотисто-синяя, золотисто-красная щепа образовала холм чуть ли не до середины церковного интерьера. Славно поработали плотнички с топорами.

– В нашей церкви особенной старины не было, – утешал не то нас, не то сам себя председатель. – Вот в Аннине была старина.

– Цела?

– Что вы! Аннинскую церковь сломали в тридцатых годах. В то время кое-что из Аннинской церкви перенесли к нам в Петраково. Ну и правда, старинное. Я не понимаю, но и мне видать.

– Где же оно?

– Все тут, в этой братской могиле, – кивнул председатель на позолоченный холм”.

…В петраковской церкви Николая Чудотворца крестили моего отца в 1959-м. Через пару лет тут уже была “братская могила”.

Нет больше папы. Но в памяти, как мы идем по нашему проселку с рыбалки, а у меня разболелся зуб. Папа несет меня на руках. Так будто и болит меньше.

Нет больше деда. Но я продолжаю колесить по нашему с ним проселку, хоть и не на “Запорожце”.

Нет больше бабушки. Но всякий раз примечаю наш “куренек” – островок леса в поле, где мы собирали боровики по пути в деревню.

За владимирские проселки цепляются воспоминания, нанизываются, как бусины из алых земляничин на тонкие стебли осоки. Что это на них – слезинка? Нет, капля росы. По росе хорошо ехать владимирскими проселками – нет пыли и зноя.

И весь день, вся жизнь впереди.

Но есть один проселок, по которому мне так и не довелось пройти. Или проехать. Это дорога на родину Владимира Алексеевича – в Алепино. Сколько раз проезжал указатель, на котором так и написано: “К русскому писателю Солоухину”. Сколько раз собирался устроить экспедицию из Пустого Ярославля в Алепино – от нас не так и далеко, если напрямки. Только все не хватало времени…

Но меня всякий раз утешал эпиграф к главной солоухинской книге. Это строки Александра Твардовского. Он – смолянин, так что и здесь дороги Смоленщины пересекаются с владимирскими проселками:

Я видел, может быть, полсвета

И вслед за веком жить спешил,

А между тем дороги этой

За столько лет не совершил.

Хотя своей считал дорогой

И про себя ее берег,

Как книгу, что прочесть до срока

Все собирался и не мог

Источник Российская газета

By Admin

Related Post

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *