Почему на новых территориях РФ нужны автомобили
С началом боевых действий оказалось, что в Российской армии много тяжёлой техники и катастрофически не хватает небольших машин. Чтобы уехать с позиций, офицерам-артиллеристам приходилось вызывать КамАЗы или передвигаться на установках “Град”. Поэтому почти сразу в дело вступили волонтёры Крыма. Они не только гнали машины на передовую, но и пытались достучаться до командования. Дело довольно быстро тронулось с мёртвой точки: армия тоже стала отправлять в зону СВО сотни “буханок” и “Патриотов”. Но автомобилей всё равно не хватало и не хватает.
Армия и волонтёры отправляют в зону СВО сотни “буханок” и “Патриотов”. Фото © ТАСС / Кирилл Кухмарь
Ещё в 2022 году волонтёры предлагали снять таможенную пошлину на ввоз автомобилей в Россию, чтобы насытить рынок. Но ситуация в этом отношении не изменилась.
Автомобиль — фронту СВО
Больше 80 автомобилей отправил владелец московской автомастерской — блогер с миллионом подписчиков — Илья Свиридов. С 2022 года половина его работников занимается подготовкой машин, идущих “на войну”. Больше ста машин отправила в Донбасс группа волонтёров из разных городов, о которой журналистам рассказал москвич Алексей Зюбанов. 24 автомобиля отправила в новые регионы группа “Вежливые.Zлые.СВОи”.
В “Телеграме” освещает свою деятельность группа волонтёров “Автомобиль — фронту Z”. С января 2024 года они отправили уже 20 машин.
“Буханка” с фронтовой полосы в зоне СВО. Февраль, 2023 год. Фото из архива Игоря Панина
Не отстают от частных инициатив и регионы. Например, из Иркутской области в 2023 году на фронт уехало 60 автомобилей, Московская область передала Отдельной дивизии оперативного назначения имени Дзержинского 20 машин. Из Красноярского края автомобили прибывают в Донбасс партиями, их везут на железнодорожных платформах. А из отдалённых регионов России их доставляют даже самолётами. Огромный плюс — все эти транспортные средства идут на СВО не пустыми: они везут подарки для бойцов, письма, продукты, разведывательные дроны, прицелы, системы РЭБ, тепловизоры, амуницию, бытовые принадлежности.
Какие российские автомобили нужны “за ленточкой”
По рассказу волонтёра из Крыма Михея с позывным Девятка (группа “Вежливые.Zлые.СВОи”), дорог на фронте нет, есть направления. В Херсонской области — пески, в Запорожье — пыль, грязь и чернозём. Вязнет всё. Поэтому одна из основных расходных статей — это хорошая резина.
Основные требования к машинам — это полный привод, большой дорожный просвет и вместительность. Почти идеальная машина — пикап.
Из российских машин этим требованиям отвечают “УАЗ-Патриот”, УАЗ-452 (“буханка”), “УАЗ-пикап”. Востребованы “Нива”, “Нива-Шевроле”, “УАЗ-Хантер”, “Газель”, “Соболь” и даже советская “классика”, и у каждого автомобиля своя задача. Часто бойцы из отпуска гонят “за ленточку” собственные машины.
Волонтёры отмечают снижение качества российских полноприводных автомобилей. В СССР внедорожники делали на совесть: их предполагалось в случае боевых действий использовать в армии. В те годы каждый владелец полноприводного автомобиля ставил его на учёт в военкомате. Да что автомобиль! Тогда даже мотоциклы с коляской на учёт ставили. Времена прошли, а вместе с ними ушло и качество сборки.
Арслан Абдуллаев и Игорь Панин. Фото из архива Игоря Панина
“Японцы” на русском фронте
Особым спросом в районе боевых действий пользуются подержанные японские внедорожники. Да, у них правый руль, но этот недостаток компенсируется надёжностью техники. Ценятся Toyota Hilux и Mitsubishi L200, потому что на них можно установить ПТУР/ПТРК или пулемёт. Для перевозки раненых незаменим старый труженик Mitsubishi Delica. Но отправляют на фронт и Ford, и Isuzu, и Suzuki Vitara, и новые китайские пикапы Great Wall.
Mitsubishi L200. Фото © Wikipedia / order_242
Сами военные просят доставлять им автомобили с дизельными двигателями, которые наименее чувствительны к качеству топлива. Это связано прежде всего с тем, что с дизтопливом в армии проблем нет, его много.
Из грузовых в Донбасс отправляют полноприводные КамАЗы, легендарный ГАЗ-66, а для перевозки людей — автобусы ПАЗ. Но крупногабаритные машины являются основной целью дронов, их сложно маскировать, им нужно много горючего, поэтому их используют чаще в тылу.
Сколько стоит автомобиль для фронта
Волонтёры рассказывают, что изначально в Крыму и вблизи от СВО УАЗы покупали за 100 тысяч рублей, в ремонт вкладывали тысяч двадцать. Со временем цены стали расти. И теперь дешевле чем за 300–400 тысяч машину не найдёшь. А техника в хорошем состоянии стоит ещё дороже — в районе 500–600 тысяч рублей. Всё, что было дешевле и на ходу, уже выбрано.
Цены на японские внедорожники тоже подросли — от 400 до 700 тысяч, а то и дороже.
Михей Девятка. Фото из личного архива Михея
Иногда находятся неравнодушные люди, которые покупают для фронта сразу несколько новых автомобилей. Так, у группы “Вежливые.Zлые.СВОи” случилось однажды, что нашёлся добрый человек и купил несколько новых УАЗов. Но такое бывает нечасто.
Как готовят автомобили на СВО
Перед отправкой на СВО машины проходят техническую подготовку. Если есть возможность, волонтёры стараются усилить защиту дна и переднего бампера, поставить хорошую резину, установить на авто лебёдку и багажник, приобрести дополнительные канистры для топлива. Автомобиль оснащают инструментом, рацией, снабжают маскировочными сетями, устанавливают РЭБ — для защиты от дронов. Иногда — по просьбе бойцов — ставят бронирование.
Как готовят для спецоперации УАЗы, Life.ru рассказал руководитель проекта “Буханка” для Донбасса” — писатель Игорь Панин. Он отправил на СВО уже 11 УАЗов, сейчас готовит двенадцатую машину. Работает практически в одиночку.
Бешеный, Куба, Молчун. Фото из архива Игоря Панина
- Самое главное — это исправность автомобиля. Нужно, чтобы “буханка” в критический момент выполнила свои функции, чтобы не застряла, чтобы не остановилась на дороге. И если ей нужно довести раненого до медпункта, чтобы она его довезла. Поэтому на первом месте — техническое состояние. Двигатель должен работать как часы. На “буханках” часто бывают проблемы с электроникой. Это приходится чинить, загонять в мастерские и делать. Что же касается внешнего вида, то это не так важно. Если можно что-то сделать за недорого, то делаю. А так стараюсь не особо заморачиваться.
- Особой проблемой становится доставка “буханки” к зоне военных действий. При всей своей проходимости эта машина не любит дальних перегонов. Поэтому редкая поездка обходится без поломок. Например, прошлым летом в жару случилась оказия: перестала выключаться печка. В кабине было градусов пятьдесят.
У группы Михея возможностей больше. Он рассказывает, что машину обязательно красят, наносят надписи, проверяют досконально — чтобы двигатель “шептал”, чтобы клапаны не цокали, чтобы подвеска была в прекрасном состоянии. Если есть кондиционеры — обязательно заправляют или ремонтируют. Без кондишна летом трудно.
— Как правило, недостатки машин выявляются ещё здесь или во время перегона “за ленточку”. И это хорошо, мы их сразу же исправляем.
Сколько живут автомобили в зоне боевых действий
По рассказу Игоря Панина, судьба автомобиля на фронте может быть разной.
Были случаи, когда буквально через месяц-два наша “буханка” попадала под обстрел, под удар дрона или наезжала на мину — и все. Даже ремонтировать нечего. А бывает и так, что ездит — и проблем не знает. Например, вот самая первая наша “буханка”, которую я отправлял со своим другом военкором Алексеем Шороховым в Горловку, до сих пор жива. Она курсирует между Горловкой и передовой.
Группа “Вежливые.Zлые.СВОи” на марше. Фото из Архива Михея Девятки.
Михей Девятка тоже считает, что судьбу автомобиля “за ленточкой” предсказать нельзя. Всё зависит от боевой обстановки. Если автомобиль повреждён и есть опасность для людей — его бросят и ВСУ его быстро уничтожат. Длина жизни машины зависит и от ремпригодности. Нет запчастей на вышедший из строя редкий внедорожник или они слишком дорогие — значит, ему конец.
— А бывает и так, что пригнали автомобиль бойцам, а он им не подходит. Вот “Нива” вязнет в песке и все. Тогда приходится забирать машину и перегонять тем, кому она нужнее.
Для комментирования авторизуйтесь!