Конкурс «образов России» — патриотичных, умных, понятных, своих — хорошая идея, задуманная не как мера противодействия «грязи, которая льется на головы наших детей», а как мера поддержки, пояснила вице-спикер Госдумы Анна Кузнецова.
Сегодня в любом торговом центре можно наблюдать изобилие образов очень далеких от тех, что у нас ассоциируются с Россией, сетует она, а в брендах даже российского производства преобладает латиница и далекий от всего родного визуал.
По мнению Анны Кузнецовой, ребенок, вырастающий среди чужих образов, рано или поздно спросит: «Где моя Россия?»
Из этих печальных наблюдений и родилась договоренность с Минпромторгом о внедрении в производство товаров с патриотичными российскими символами.
Начали со школьных тетрадок, на которые решили поместить историю легендарного в зоне СВО экипажа танка «Алеша», победившего в бою 8 единиц бронетехники противника.
«Первый тираж тетрадок с «Алешей» был раскуплен буквально во время производства, — рассказала Анна Кузнецова. — Второй ушел на сувениры, тоже не дойдя до прилавков. И только спустя несколько месяцев тетрадки попали в магазины».
Спрос на них показал, что надо «идти дальше», превращая в товарные бренды великие достижения русской культуры, науки, космических исследований, имена Суворова, Кутузова, Александра Невского.
«Честно скажу, на полках магазинов я ни одного из этих образов не встретила», — отметила Анна Кузнецова.
Решили провести конкурс визуальных образов по 10 номинациям: «Родина-мать», «Россия как цивилизация», «Народ-победитель», «Первые в космосе», «Выдающиеся люди», «С чего начинается Родина?», «Сила в правде», «Традиция побеждать» и др. Главным оператором в деле потребительского патриотизма стало Роскачество.
Руководитель Роскачества Максим Протасов подтвердил рост интереса к местным товарам.
Есть тренд на регионализацию и потребительский патриотизм, отметил Максим Протасов на презентации проекта, обратив внимание на то, что покупать российскую продукцию сегодня настроены 75 процентов россиян, а региональную — 54 процента».
Но конкуренция, по его словам, требует, чтобы патриотические визуальные образы ее выдерживали. А для этого они должны нести важные смыслы, быть незаезженными, оригинальными, современными. Он уверен, что при подведении итогов запущенного в День России конкурса художественная выразительность, оригинальность манеры, дизайн и графические смыслы должны играть ведущую роль.
«В последнее время мы не ходим в непатриотической одежде, — рассказал о предпочтениях своих друзей и сотрудников директор ООО «Реадовка.ру» Алексей Костылев, пришедший на презентацию проекта в кителе («Это более «наш» вариант одежды по сравнению с пиджаком»).
Он считает, что конкурс не только должен быть площадкой для обмена мнениями, но и создавать возможность настоящего наступления на магазинные полки книг и одежды. Пока же, по его мнению, мы еще переживаем «момент удивления и испуга» и тетрадкам с изображением танкового экипажа «Алеша» скорее поражаемся, чем принимаем их за что-то обычное и необходимое.
«Мы начали с самого понятного, со школьных тетрадок, — говорит статс-секретарь — заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов, — и столкнулись с огромным спросом на патриотическую символику во многих регионах».
Сейчас, по его словам, идет проработка вопроса о том, чтобы не были нарушены ничьи авторские права, а также собирается серьезный экспертный совет, включающий в себя самых разных специалистов от представителей Минобороны до телеканала «Звезда» и Студии военных художников им. М. Б. Грекова.
По мнению директора Студии военных художников им. М. Б. Грекова Татьяны Самарской, студия обладает сегодня самым большим количеством военно-патриотических изображений, а работа с тетрадями про танковый экипаж «Алеша» показала, что она по-настоящему интересна художникам.
«Я надеюсь, что мы закладываем традицию на много лет вперед», — подытожила презентацию проекта Анна Кузнецова, подчеркнув, что, если идея «живая», она имеет свойство обязательно воплощаться.