В конце ХIХ века в России невероятную популярность приобрела трава, которой приписывали невероятные целебные свойства. Ее называли то Кузьмичевой, то Кузьмичовой, то Кузьмичовской. А в «Родине» в 1900-м году и вовсе рекламировали как «Траву Кузьмича».
«Майская, боровая с корнями: 1-й сорт — 2 рубля за фунт, 2-й сорт — 1 рубль за фунт». Приобрести траву, судя по объявлению, можно было у некоего И.П. Блохина в Бузулуке Самарской губернии и Рыбинске в губернии Ярославской.
Что это был за предприниматель Блохин, неизвестно, но главным по этой траве во всей Российской империи был Кузьмич, точнее крестьянин села Виловатое Самарской губернии Федор Кузьмич Муховников (по другим данным Федор Космич Моховиков). Слава о том, что он излечивает одному ему известными травами ревматизм и грудные болезни разлетелась по всей стране.
Знахарь Кузьмич.
К Кузьмичу съезжались и сходились со всей России и, говорят, даже из-за границы. Краевед, главный библиограф Самарской областной универсальной научной библиотеки Александр Завальный описывал Кузьмича так:
— Он носил русскую рубаху и пиджак, резиновые галоши на босу ногу. На публику особого внимания не обращал и всем говорил «ты». Лечил травами от многих болезней. Если надо, пояснял: «С больных я денег не требую, никого не завлекаю, тружусь для Бога и ничего не желаю людям, кроме пользы». Также Кузьмич объяснял, что снадобья помогают «только от груди, ревматизма и простуды», а от других болезней — как Бог даст.
Для приема приезжих в Виловатом со временем был выстроен большой дом, при этом сам Кузьмич продолжал жить в обыкновенной крестьянской избе. С бедных знахарь денег не брал совсем, с военных — неохотно, от купцов и состоятельных людей принимал, что давали. Нередко сам помогал беднякам, потратившим на поездку к нему последнее.
Но что за целебную траву он использовал? Как выяснилось позже, это был хвойник двухколосковый, в науке он известен как эфедра.
Хвойник двухколосковый в Саратовской области. Фото: wikipedia.org
Секрет Кузьмича хотели разгадать, но крестьянский лекарь по легенде развешивал для просушки на самом видном месте другие травы, пучки которых посетители иногда уносили с собой и показывали специалистам. Те видели, что им принесли, например, плакун-траву. Но желающие нажиться на этой траве терпели неудачу, потому что Кузьмич пользовал эфедру, которая действительно давала эффект.
Неслучайно ее признавала и наука. Экстракт этой травы использовался в китайской медицине много столетий до его научного открытия, которое совершил в 1885 году японский фармаколог Нагаи Нагаеси. Китайские врачеватели применяли хвойник при приступах бронхиальной астмы, бронхите, а также в качестве стимулятора организма.
В России получаемый из эфедры эфедрин использовался как лекарственное средство, сейчас хранение, применение и реализация препаратов эфедрина концентрации более 10 процентов ограничены. За использованием эфедрина вообще установлены особые меры контроля, потому что фактически это наркотик.
В 1898-м «Иллюстрированный путеводитель по Волге» сообщал, что «слава Кузьмича как лекаря померла навсегда, и от нее осталась только «кузьмичевская трава» и сотни тысяч, которые успел нажить бедный крестьянин от пациентов за время своей лекарской практики».
— Еще и теперь находятся потребители, которые покупают у самарских рекламистов траву по 3 рубля за фунт, когда она в аптеках стоит 10 копеек, — констатировал «Иллюстрированный путеводитель».
Но Кузьмичеву траву еще несколько лет после этого продолжали рекламировать и покупать. Другое дело, что вряд ли на траве наживался сам Федор Кузьмич. А вот разные перекупщики и рекламисты — вполне.
Федор Кузьмич Муховников (Моховиков) прожил долгую — даже по нынешним меркам — жизнь и скончался в 1908-м году. Ему было 86 лет.