Креативные индустрии становятся все более значимыми для экономики России и повышения ее конкурентоспособности на мировом уровне. Вклад креативных индустрий в экономику страны, согласно данным Агентства стратегических инициатив, в 2023 году составил 4,87% ВВП. Это направление включает архитектуру, кино, музыку, дизайн, рекламу, моду, телерадиовещание — все, что сочетает в себе творчество, культуру и технологии. В России в данном секторе занято более полутора миллионов человек, свыше 760 тысяч юридических лиц с общим объемом выручки более 12,6 триллиона рублей. И государство развитию этого направления уделяет все больше внимания. Так, 16 февраля в Торгово-промышленной палате РФ прошел деловой форум «Креативные индустрии 2024: импульс для технологического и инновационного развития» в рамках Национальной бизнес-премии «Креативные индустрии 2024». О настоящем и будущем креативных индустрий в России поговорили с Иваном Семашко, генеральным директором дальневосточного медиахолдинга «Дважды два» и почетным полиграфистом России, который представил на конкурс собственную методику подготовки кадров для креативной индустрии «Корпоративный университет» и победил в номинации «Топ-менеджер года».
Аif.ru: — Иван, вы создали типографию, руководите дизайнерским отделом, в ваш холдинг «Дважды два», известный во всем Дальневосточном регионе, входит также несколько СМИ — в этом направлении вы преуспели задолго до того, как его начали называть креативной индустрией, или экономикой знаний. Как вам удалось стать лидерами полиграфической отрасли в Амурской области?
Иван Семашко: — Прежде всего, мы каждый год проводим техперевооружение, добавляя новые современные машины. Сегодня наше предприятие располагает передовым цифровым оборудованием и технологиями, которые обеспечивают высокое качество печати и многообразие полиграфической продукции, которую мы можем предложить на рынке. Я лично руковожу производственными процессами, поскольку за 17 лет работы в отрасли изучил все нюансы и могу быстро принять решение, «перестроиться на ходу». И, безусловно, огромную роль играет команда, которую я формирую сам и обеспечиваю ее профессиональный рост.
— Ваше лидерство в холдинге бесспорно. Скажите, какую цель вы преследовали, участвуя в Национальной премии «Креативные индустрии 2024» в номинации Топ-менеджер года?
— Национальная бизнес-премия «Креативные индустрии 2024» — это высшая награда, вручаемая за вклад в развитие креативных индустрий, поддержку и популяризацию творческих и культурных ценностей. Участвовать в этом престижном конкурсе мы решили, чтобы получить признание собственной организации, показать свои возможности и почувствовать себя в здоровой конкуренции с другими лидерами креативных сфер. Мы хотели показать масштаб нашего медиахолдинга и вывести разработанные нами проекты на российский и международный рынки. Вообще участие в подобном конкурсе — уникальная возможность узнать о новейших тенденциях и подходах в своей отрасли. Общение с опытными коллегами, просмотр чужих работ, обратная связь от экспертов — все это позволяет расширить кругозор и обновить профессиональные знания.
— На конкурс вы представили авторскую разработку «Корпоративный университет», с которой победили в номинации «Топ-менеджер года». Расскажите, что это за методика?
— Наш «Корпоративный университет» представляет собой обучение так называемых «старичков» — сотрудников с пятилетним и выше стажем — на «профессиональных тренеров». Они посещают первоначальный тренинг и узнают, как дорасти до бизнес-тренера и проводить самостоятельно обучение для других. А после подбирают материалы по темам и начинают курсы для новичков в компании и тех, кому требуется подтянуть знания. Так мы непрерывно развиваем всю команду.
— Какой эффект это оказывает на компанию в целом?
— Постоянное обучение позволяет сотрудникам быть в курсе последних тенденций и технологий, что, в свою очередь, помогает компании сохранить свою конкурентоспособность. Вложения в обучение персонала оправданы и могут стать ключевым фактором успеха бизнеса. Мир меняется стремительно, и компании, которые не следят за изменениями и не адаптируются к ним, рискуют остаться позади. Благодаря высокому профессиональному уровню своей команды мы растем, добиваемся значимых результатов: рост прибыли на 30% каждый год, увеличение сотрудников на предприятии — от 60 до 120 за пять лет, снижение брака в типографии.
— Как думаете, победа во всероссийском конкурсе каким-то образом повлияет на ваше дальнейшее профессиональное развитие?
— Мы знаем, что мы эксперты. Но знать — это одно, а иметь официальное подтверждение — другое. А после того, как твою экспертность признают на таких крутых бизнес-премиях, ты становишься именитым участником. Конкурс «Креативные индустрии 2024» задает стандарты для будущего развития и является катализатором для новых открытий, мы хотим быть частью этого. Участие в подобных мероприятиях помогает развиваться, ведь, конкурируя с лидерами различных отраслей, ты многому учишься, закаляешься, узнаешь новое и уже благодаря этому повышаешь свою экспертность. К тому же, когда ты видишь, что твоя работа высоко оценивается профессионалами, это придает уверенности в себе и своих способностях. Безусловно, победа в конкурсе стала подтверждением нашей компетентности и профессионализма, что является ключом к нашим новым возможностям.
— Вы также приняли участие в форуме «Креативные индустрии 2024: импульс для технологического и инновационного развития». Удалось ли почерпнуть какие-то интересные идеи для себя как руководителя крупного медиахолдинга и как планируете применять?
— Идей очень много. В конкурсе приняли участие по-настоящему классные специалисты. Например, один из участников был номинирован «Экспертом года в области IT», он рассказал о своих ключевых проектах в области финансовых технологий и платежных систем. Другой участник представил применение методик SEO-продвижения на различных рынках и создание авторских курсов. Все это полезно для сайтов наших СМИ. Кроме того, некоторые номинанты представлены к награде за успешное управление своей компанией в течение многих лет и поддержание высоких стандартов качества своей продукции. Для меня, как и генерального директора медиахолдинга, и руководителя типографии, это было действительно полезно и интересно. Удалось почерпнуть что-то и для развития собственной корпоративной культуры. В конкурсе была представлена интеллектуальная деловая настольная игра. Пять лет назад, на 25-летие компании, мы уже делали нечто подобное, теперь с уверенностью этот опыт можно повторить, применив интересные идеи номинантов.
— Знаю, что недавно вы получили медаль «Трудовая слава России», которой Московская ассоциация предпринимателей поощряет самых достойных профессионалов, ставших примером для других. Какие именно ваши заслуги отметило сообщество?
— Эта награда была мне присуждена за высокую квалификацию, повышение эффективности бизнес-процессов, масштабирование производства и, конечно же, был учтен мой многолетний экспертный опыт в предпринимательской сфере: 17 лет я руковожу типографией, пять лет — Группой компаний, которая, помимо типографии, включает в себя редакцию общественно-политических изданий «Аргументы и факты — Дальний Восток», «Комсомольская правда — Благовещенск», «Дважды два», портал 2×2.su. Также вручение почетной медали «Трудовая слава России» стало логичным следствием многолетнего и продуктивного сотрудничества с межрегиональной общественной организацией «Московская ассоциация предпринимателей» в областях консультационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, организации и проведении образовательных мероприятий. В частности, в 2020 году я удаленно вошел в состав оперативного штаба МАП по поддержке бизнеса в условиях COVID-19. Я помогал предпринимателям наладить взаимодействие с органами государственной власти по вопросам получения преференций и поддержки.
— Власти страны и регионов сейчас рассматривают креативную индустрию как перспективный двигатель экономики. А какие задачи ставите перед собой как бизнесменом и руководителем холдинга вы?
— Планирую выйти на международный рынок со своей полиграфической продукцией, а в будущем открыть за рубежом типографию, основной частью наших клиентов будут бизнесмены и предприниматели. У нас огромный опыт в изготовлении и продвижении деловой продукции, пора применить его на новом рынке. Также я намерен проводить обучающие мероприятия для сотрудников различных иностранных компаний, для чего готов как предоставить программу «Корпоративного университета», так и разработать новую. Накопленные опыт и знания это позволяют. Моя компания не останавливается и в развитии креативной индустрии. Дизайнеры, рекламные специалисты готовы работать с иностранными заказчиками. В перспективе думаю реализовать новую дизайн-студию где-то за рубежом — изучаю рынки. Вообще, хочется отметить, что уже сейчас мы плотно взаимодействуем с международным рынком — приобретаем полиграфическое оборудование для себя и для других российских производителей. К нам обращаются предприниматели со всей России, и мы готовы дальше работать в этом направлении, расширяя свои возможности и увеличивая клиентскую базу.
— Почему вы целитесь именно на мировой рынок?
— Уверен, что выход на международный уровень является необходимым шагом для предприятий в современном бизнес-мире. Это предоставляет возможности для роста, развития и достижения успеха. Во-первых, это увеличит клиентский круг. Во-вторых, расширение географии деятельности снижает риски и зависимость от одного регионального рынка. Кроме того, это позволит нашей компании использовать передовые технологии и инновации. Креативные индустрии системно развиваются во многих странах, и мой опыт в данной сфере будет полезен как для нашего предприятия, так и для зарубежных коллег.
<!—Расположение: —>