«Под предлогом «зеленого» энергоперехода на практике реализуется строительство «зеленого» неоколониализма в отношении развивающихся стран», — заявил главный исполнительный директор ПАО «НК «Роснефть» Игорь Сечин, выступая с ключевым докладом на «Энергетической панели» в рамках XXVII Петербургского международного экономического форума.
Однако в мире уже запущен процесс дедолларизации. А усилия США по установлению технологической гегемонии дорого обходятся их союзникам.
Энергопереход, как санкционный барьер для населения Земли
Как сообщил Игорь Сечин, ссылаясь на экспертные данные, с 1990 по 2015 годы из развивающихся стран в развитые «утекло» ресурсов на сумму более 240 триллионов долларов. «Объявленная программа энергоперехода является залегендированным мощным санкционным барьером для 88 процентов населения Земли, для всех, кто не входит в «золотой миллиард». Это, по сути, необъявленные санкции, которые между тем применяются», — отметил Игорь Сечин.
Совокупность дефицита энергии в результате энергоперехода и широкого набора прямых санкций, а также недобросовестной конкуренции привели к разбалансировке рынка, добавил глава «Роснефти», приведя в пример ограничения, наложенные США на Венесуэлу, Иран и Россию.
Сечин добавил, что эти санкции «затронули в общей сложности добычу почти 18 миллионов баррелей нефти в сутки и помогли США захватить значительную долю рынка». В результате энергоресурсы стали ведущей статьей экспорта США.
Игорь Сечин напомнил и о других методах США, примененных после вторжения в Ирак в 2003 году. С тех пор доходы этой страны от нефтяного экспорта, который формировал до 95 процентов бюджета, поступают в США. «Это предоставляет американской администрации полный контроль над финансовой системой Ирака», — заметил Игорь Сечин.
По словам главы «Роснефти», в отношении России Белый дом использует иной подход: США стремятся сократить нефтяные доходы России, что подразумевает под собой «вытеснение морского экспорта российской нефти с мирового рынка».
Односторонние действия американского регулятора приводят к волатильности и непредсказуемости энергорынка. Американские компании в этой ситуации выбрали путь консолидации: объем сделок и поглощений в нефтегазовой отрасли США за прошлый год достиг 200 миллиардов долларов. При этом цель — увеличение не объема производства, а прибыли. «За два последних года пять крупнейших западных нефтегазовых компаний потратили на выплаты своим акционерам рекордные 220 миллиардов долларов, что на 30 процентов превышает объем их инвестиций за тот же период», — заявил глава «Роснефти».
Запущен процесс глобальной дедолларизации
Вместе с тем сейчас начинаются процессы дедолларизации. К ним привело использование доллара в качестве инструмента недобросовестной конкуренции, отметил Игорь Сечин.
Ограничения финансового характера распространяются на весь мир, так как американская финансовая система является основой мировой финансовой инфраструктуры. Она используется как один из инструментов незаконного воздействия, нарушая основы Бреттон-Вудской валютной системы, в которой доллар должен играть роль мировой резервной валюты и основного платежного средства, отметил Игорь Сечин. «В последние годы использование доллара в качестве экономического оружия и неконтролируемый рост государственного долга США запустили процесс дедолларизации», — добавил он.
Игорь Сечин напомнил, что с 2001 года доля доллара в международных золотовалютных резервах снизилась с 71 до 58 процентов. Кризис доверия к доллару как резервной валюте, отметил Сечин, приводит к тому, что центральные банки развивающихся стран отдают предпочтение другим защитным активам, в том числе золоту, доля которого в золотовалютных резервах за последние десять лет практически удвоилась.
«Помимо увеличения доли золота в резервах, развивающиеся страны выводят золотые запасы из хранилищ в США и Великобритании. В частности, Резервный банк Индии вывел из банка Англии более 100 тонн золота, четверть своих запасов, хранящихся за границей. Аналогичные решения о репатриации золотых запасов принял целый ряд таких стран, как Саудовская Аравия, Нигерия, Южная Африка, Египет и другие», — отметил глава «Роснефти». Одновременно с этим за последние 15 лет доля развивающихся стран среди иностранных держателей гособлигаций США снизилась с 51 до 28 процентов.
Одним из факторов подрыва доверия к доллару, по словам Сечина, является неконтролируемый рост госдолга США, который переносит проблемы из финансового сектора на энергорынок и весь остальной мир.
«В течение последних 20 лет США агрессивно использовали особый статус доллара для финансирования масштабных заимствований. В результате такой политики, в прошлом году отношение госдолга США к ВВП вплотную приблизилось к 100 процентам. Для борьбы с пузырем ликвидности Федеральная резервная система США была вынуждена в рекордные сроки повысить процентные ставки с околонулевого уровня до 5,5 процента», — пояснил Игорь Сечин.
В качестве примера последствий такого роста он напомнил про британский фунт, который до Второй мировой войны был мировой резервной валютой. «Увеличение госдолга Великобритании до 130 процентов ВВП, стало одним из факторов, которые положили конец господству фунта в мире», — сказал Сечин.
Глава «Роснефти» отметил, что на сегодняшний день не наблюдается никаких реальных шагов по ограничению роста госдолга, напротив, США продолжают наращивать его рекордными темпами — на один триллион долларов каждые 100 дней. «Процентные платежи по госдолгу уже превысили один триллион долларов, что выше госрасходов на оборону и здравоохранение. В прошлом году суммарные обязательства США по социальному страхованию и здравоохранению превысили 250 триллионов долларов, из которых более 70 триллионов не обеспечены будущими доходами. В условиях высоких ставок бюджетный дефицит США уже составляет девять процентов ВВП, что в четыре раза выше среднего уровня за последние восемьдесят лет», — констатировал Сечин.
Технологическая гегемония США дорого обходится их союзникам
Усилия США по созданию системы мирового господства дорого обходятся их союзникам. В том числе, это касается рынка технологий. «Как и попытки доминирования в глобальной энергетике, усилия США по поддержанию своего технологического превосходства стоят дорого. Ориентировочная стоимость отказа от китайских компонентов при развертывании сети 5G только в Великобритании превышает пять миллиардов долларов. Для Германии эта цифра намного выше», — заявил Игорь Сечин.
Речь идет о введении США заградительных пошлин на товары и оборудование в сфере возобновляемой энергии из Китая, являющегося мировым лидером в этой области. При этом, как справедливо отметил МИД КНР, с точки зрения США, предоставляемые ими субсидии являются «важнейшими промышленными инвестициями», а субсидии других стран — «вызывающей тревогу недобросовестной конкуренцией».
«Использование запрета на доступ технологий — это еще один санкционный барьер», — резюмировал Игорь Сечин.