Естественно, это не первый документальный фильм о мариупольской операции. На RT почти два года назад вышла картина Станислава Обищенко «Мариуполь. Русский город» — два с половиной часа о жизни мариупольцев, которые вдруг оказались на самой линии фронта. Фильм Александра Сладкова «Глазами репортера. Битва за Мариуполь» — живые портреты людей, выбивавших неонацистов из города… Были и другие картины.
Но фильм Максима Фадеева — это, пожалуй, более широкий взгляд на события весны 2022 года. И дело даже не в том, что общий хронометраж «У края бездны» — 430 минут, за которые мы вместе со штурмовым батальоном «Сомали» проходим город насквозь, от окраин до Азовского моря. Дело не просто в том, что фронтовому оператору хватает смелости и опыта снимать бои крупным планом. Он смотрит на происходящее глазами жителя Донбасса — сам Максим родом из многострадального Славянска.
Камера периодически отвлекается от эпизодов со штурмами домов, читая вдруг в глазах у горожан: «За что нам все это?». Близки к отчаянию — но не бросят двор, где росли, влюблялись, женились, старели. Горят квартиры, погибают соседи, но в этих людях что-то остается посильнее безнадеги и страха. Что?
Фото: Realdoc Productions
Помните — про картинку в твоем букваре, про хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе? Песня такая, все когда-то помнили. Думаете, пафосно? Но это все-таки про этих вот людей. Что в них такого?
Ответа в фильме нет, но… даже скептик, задававшийся вопросом — что ж они тут сидели, ждали, не бежали от войны, — после фильма начинает прозревать.
Сценки-метафоры, без лишний пояснений: мальчишки играют в футбол посреди разрушенного двора; лев из местного зоопарка выныривает из груды искореженного железа; слепой мужчина мечется по обстреливаемой дороге в поисках своих детей… Не сомневаюсь, эти кадры будут еще разбирать в киношколах, как разбирают досконально и «Разгром немецких войск под Москвой», и «Обыкновенный фашизм».
Максим Фадеев на закрытом показе признался, что эпизод «прорыва к центру» — самый тяжелый во всей его документальной эпопее. И самый продолжительный — два часа. Чтобы зритель прочувствовал, каково было штурмовикам продвигаться по частному сектору, где за каждым домом засада. Как это — зачищать многоквартирные дома, комнату за комнатой, подъезд за подъездом. Как спасать и успокаивать жителей. Как скручивать неонацистов… Каково это — терять товарищей, вытаскивать из боя раненых. Камера идет за «Сомали» за шагом шаг. Монтаж не превращает события в нарезку клипов. Напряжение такое, что, сними Фадеев это все на пленку, лопнула бы пленка.
Фото: Realdoc Productions
Что отличает эту картину от многих других — это чувство братства. Все герои фильма — режиссеру как родня. Он знает их много лет, вместе прошли сквозь пекло, многим он обязан жизнью. И потому он может показать их так — какие есть. Жесткими, но — не озверелыми.
Монологи суровых бойцов — о жизни, о семье, о мире и войне — в блиндажах или укрытиях под обстрелами, у края бездны — вдруг кажутся эпическими, как в былинах. И лица их светлеют, и даже очищается речь — никакого фронтового мата. В этих монологах на грани жизни и смерти — особая мужская нежность. Да и мальчишество — тут ведь нетрудно встретить тех, кто еще подростком ушел воевать за свой дом, за Донбасс.
Командир первой штурмовой роты с позывным Воробей мечтал стать кондитером, любил украинские песни и до последнего не верил, что по его родному Донбассу стреляют из незалежных «Градов». Он записался в ополчение в мае 2014 года, прошел всю 8-летнюю войну, одним из первых ворвался в Мариуполь, и — будто заранее предчувствовал свою скорую гибель.
Хрупкие судьбы железных мужиков — портреты героев фильма на финальном саундтреке под музыку Вячеслава Бутусова становятся резко контрастными: два цвета, черное и белое. И портрет Воробья среди них.
«Это фильм-погружение и фильм-памятник одновременно», — говорит режиссер.
Документальная эпопея «У края бездны» создавалась на народные деньги, их собирали по всему миру. Впереди фестивали, прокат и эфир на одном из федеральных телеканалов.
Фото: Realdoc Productions