Моя мама, мои знакомые, да много кто — все они постоянно что-то покупают на Wildberries. Кроме меня. У меня даже была теория: мол, мужики покупают все в Яндексе. Ну или на крайний случай в Озоне. А Wildberries — он какой-то такой, для женщин он какой-то. Думал я так, пока не спросил об этом напрямую основательницу и руководителя компании Татьяну Бакальчук. Правда, начали мы разговор совсем с другого.
О покупных отзывах и Гуччи
Валерий Рукобратский: — Татьяна Владимировна, аналитики говорят, что самые продаваемые товары на Wildberries — обувь и одежда.
Татьяна Бакальчук: — Так и есть.
— А вот скажите тогда, если вы откажетесь от услуг трудовых мигрантов — как это может отразиться на ценах на обувь и одежду, которую вы продаете?
— Никак. У нас есть специальная платформа, на которой зарегистрировано больше полутора миллионов людей: это все либо граждане Российской Федерации, либо из стран ЕАЭС (Евразийского экономического союза). Все они у нас работают согласно трудовому законодательству.
— Тогда зайду на ассортимент в Wildberries с другой стороны. Гуччи, адидас за несколько тысяч рублей, продающиеся в Wildberries — как вы к этому относитесь? Это контрафакт?
— Мы однозначно против контрафакта, но часто наши предприниматели, которые торгуют не только у нас, таким способом пытаются привлечь внимание к своему товару. Мы с этим боремся, объясняем, что эти вещи им не помогут продвинуть свой товар, а наоборот, вызовут неприятие к такому продавцу. Зачем обманывать людей? Лучше придумать свой бренд, свой товар и продавать его под своим именем и названием. Я думаю, через какое-то время так и произойдет. Люди поймут, что, обманывая потребителя, они проявляют неуважение и к нему, и к себе.
— А у вас вообще есть возможность проверять товары, которые продаются на маркетплейсе?
— Конечно, мы не проверяем буквально каждую вещь, которая заходит к нам на склады. Это порядка 15 млн товаров ежедневно. Но мы же платформа, у нас все решения основываются именно на алгоритмах. И, конечно, если товар некачественный у продавца, он будет падать в выдаче (не будет показываться в приложении первым. — Ред.), потому что учитываются и отзывы, и возвраты. В конечном итоге этот товар просто больше не будет людям попадаться.
— Еще есть жалобы от пользователей, что существуют платные положительные отзывы.
— Это снова метод недобросовестной конкуренции, который, к сожалению, пропагандируют так называемые инфоцыгане. С этим мы также боремся, сейчас выстраиваем вокруг себя комьюнити — инфлюэнсеров (тех, кто может влиять на привычки, поведение людей. — Ред.), которые смогут правильные вещи доносить нашим предпринимателям. Более того, мы ввели в качестве пилота систему, когда продавец может с помощью нашей площадки заказать размещение отзывов покупателей за вознаграждение. Это законно и логично, так как неважно, хороший отзыв либо плохой, он помогает другим покупателям определиться лучше со своим выбором и дает обратную связь непосредственно самому предпринимателю.
На самом деле отзывы — это классная история, потому что люди делятся своими впечатлениями о товарах. Часто покупатели, принимая решение о покупке, открывают именно эти комментарии. Если отзывов много, значит товар продается давно, его покупают, он пользуется популярностью. При это ухищрения продавца тоже бывают заметны, когда на 10 покупок оставлено 10 отзывов — так не бывает. Это все алгоритмы вычищают, и поэтому мы призываем на семинарах в нашей онлайн-школе, чтобы люди не занимались этим.
В свою очередь мы даем много разных инструментов нашим контрагентам и партнерам, чтобы они могли лучше доносить информацию о себе и своих товарах. Разрабатываются новые, в том числе и цифровые способы продвижения товаров. Мы заинтересованы в этом, так как вырастут продажи предпринимателей, вырастут и продажи на нашей площадке, в стране станет больше предпринимателей, которые заплатят налоги. Мы, конечно, хотим, чтобы это все развивалось.
— А как вообще получился этот эффект психологически комфортного интерфейса? Знакомые — при чем женщины — рассказывают, что иногда заходят на Wildberries просто полистать свою ленту, почитать отзывы, поделиться настроением. Мне даже иногда кажется, что это специально вы все сделали…
— Да, у нас многие в отзывах пишут, что наша платформа чем-то напоминает соцсеть. Хотя, конечно, такого уровня взаимодействия нет. И ничего такого специально не задумывалось. Но отзывы пишутся, и многое уходит на просторы интернета. Это уже, так сказать, перлы, с которых люди снимают скриншоты и выкладывают везде. Например, есть история про то, как 8 Марта мужчины дарили своим девушкам тортики маленькие, на которых была надпись: «Дорогая, в этот день я готов привязать свою карту к твоему личному кабинету на Wildberries». Это очень мило.
О миллионах и даже миллиардах
— Если попасть в вашу сферу притяжения, купить у вас франшизу на пункт выдачи заказов (ПВЗ) — это путь к денежному успеху? Можно ли стать миллионером?
— Если мы говорим про наши партнерские пункты выдачи, то, разумеется, это бизнес, который следует развивать и правильно вести. Поэтому могу здесь сказать, что да, можно. У нас есть партнеры, у которых несколько пунктов выдачи, бывает, десятки и сотни ПВЗ. Помимо этого, у нас также существует платформенная занятость. Есть платформа WB JOB для привлечения исполнителей на наши складские комплексы, а также WB GO и WB DRIVE — для привлечения исполнителей по задачам на наших маршрутах. По принципу: увидел задание, тебе понравилось, соответственно, ты его выполняешь. Это отвечает запросу современных людей, особенно из числа подрастающих кадров, которые выходят на рынок труда и хотят быть свободными, принадлежать самим себе. Платформенная занятость помогает решить этот вопрос — люди сами выбирают, когда, за сколько и где они готовы потратить свое время, чтобы оказать услугу и заработать.
Так вот, если мы говорим о том, могут ли люди стать миллионерами, то да, они реально с нами ими становятся. Но для этого они должны стать нашими продавцами. Я была в Ташкенте на конференции для наших партнеров, попросила встать людей, у которых оборот на нашей площадке в прошлом году превысил миллиард рублей. Встало около 4-5 человек. То есть это вполне реальная история. Понятное дело, что далеко не каждый может получить такой оборот, но выживаемость бизнеса при платформенной экономике гораздо выше, чем раньше.
— Интересно, какие ниши могут быть наиболее финансово перспективными?
— Нужно расширить границы своего сознания и выйти за пределы стереотипного восприятия. Есть множество направлений бизнеса, который можно строить рядом с нашей платформой. Это ведь не только продажи товаров физических, мы развиваем путешествия, есть digital-направление, где можно продавать свои услуги либо какие-то маркетплейс-впечатления. Помимо этого, если человек хочет быть бизнесменом, он может работать с нами как логист, как партнер пунктов выдачи, как продавец. То есть мы стараемся создавать как можно больше разных ниш, чтобы люди могли зарабатывать деньги, ведь тем самым мы создаем дополнительные рабочие места.
— Ну а что именно надо продавать у вас, чтобы разбогатеть? Можете выдать секрет?
— Банально могу сказать: просто заходите к нам на площадку, смотрите товары, которые вы чаще всего потребляете и ищите, чего не хватает. Всегда говорю, что стоит обратить внимание на детский ассортимент. Есть нехватка качественной детской одежды. В любом месте можно найти нишу, если просто внимательнее подумать и поискать.
— В соцсетях полно объявлений «Расскажу, как заработать миллион на Wildberries», берут за это не дешево — 100 тысяч рублей. Это мошенники?
— Хорошо, если за 100 тысяч, иногда и за миллион продают подобные курсы. Мы называем это инфобизнес. Большое количество такого существует не только вокруг нас, но и вокруг других цифровых платформ. Как мы с этим боремся? Мы в прошлом году сделали рестарт нашей образовательной программе для предпринимателей. Ездим по городам и встречаемся с предпринимателями. Сделали обучающую онлайн-платформу. И там мы даем и свои бесплатные материалы, приглашаем на наши семинары. И если человек получает от нас аккредитацию, то на этой платформе он может читать лекции, быть коучом. Думаю, что в ближайшие год-два все мошенники из этой сферы постепенно вычистятся.
О смерти магазинов
— В России есть населенные пункты, где маркетплейс это, по сути, единственное место, где можно что-то заказать и купить. Не кажется ли Вам, что это вообще может быть общая тенденция, что маркетплейсы заменят обычные традиционные магазины?
— Точно, нет. Во всяком случае, мировая практика показывает, что ни в одной стране уже с устоявшимся e-com (дистанционная торговля по Интернету. — Ред.), он не занимает хотя бы больше 35% от всего ритейла. Но я бы даже сказала, что нет такого понятия, как деление на онлайн и оффлайн. Один из представителей оффлайновых сетей говорил, что самый онлайновый бизнес — тот, в котором как можно больше оффлайновых. Это он про нас говорил, что Wildberries это онлайн-бизнес, но настолько оффлайновый с опорой на точки пунктов выдачи заказов, на склады.
Немного личного
— Скажите, а у миллиардеров существует семейный бюджет?
— Семейный бюджет — не знаю, что это такое.
— Ну, а где дети деньги берут?
— А, дети, где деньги берут (у семьи Бакальчук — семеро детей. — Ред.). Они, поскольку все еще не самостоятельные, получают деньги на карманные расходы. Но старшие девчонки у нас уже два года как активные пользователи торговой площадки Wildberries. Очень много там покупают, я очень этому рада. Их банковские карточки привязаны к моему счету.
Татьяна Бакальчук, родилась в 1975 году. Окончила Коломенский пединститут, факультет иностранных языков. Работала учителем. После рождения ребенка в 2004 году решила заняться своим делом. Вместе с мужем (Владислав Бакальчук, родился в 1977 году, радиофизик, предприниматель) создала сайт для онлайн торговли. «Форбс» оценивает состояние Бакальчук в 7,4 млрд. долл. Считается богатейшей женщиной России.
<!—Расположение: —>