Безработица в России опустилась до рекордно низкого значения в 2,6%, а в самых промышленно развитых регионах вплотную подошла к нулю. Из-за этого многие предприятия остро чувствуют нехватку кадров, в том числе рабочих специальностей. Как решает эту проблему крупнейшая металлургическая компания РФ «Северсталь», в интервью aif.ru рассказал ее генеральный директор Александр Шевелев.
Сергей Болотов, aif.ru: Александр Анатольевич, насколько «Северсталь» сегодня ощущает кадровый голод?
Александр Шевелев: «Северсталь», как и любая большая индустриальная компания, сейчас сталкивается с проблемой дефицита кадров. Я бы вот прямо голодом это не назвал, но трудности есть. Мы ведь конкурируем не только в металлургической отрасли и даже не только в промышленности, борьба за трудовые ресурсы идет с ретейлом, телекомом, с IT-сферой и другими. Поэтому ситуация напряженная.
— Людей какой профессии и квалификации вам не хватает сильнее всего?
— Список все время меняется, но я могу сказать, что нам системно нужны и кадры с высшим образованием, и люди рабочих специальностей. Например, слесари, электрогазосварщики, машинисты кранов. Нужны инженеры, конструкторы, технологи. Какую-то одну категорию здесь сложно выделить. У нас очень ответственная отрасль, мы ставим перед собой амбициозные цели и, конечно, стремимся привлечь лучших специалистов.
— Сможете оценить потери от дефицита кадров в деньгах?
— Вы знаете, нет. Почему? Потому что мы стараемся не допускать потерь, несмотря на то, что у нас не все вакансии заполнены. Мы находим другие методы, позволяющие нам достигать полноценной активности нашего бизнеса. Где-то это гибкий график работы с соответствующим вознаграждением, быстрые форматы переобучения, перегруппировки, вахтовый режим работы.
Кроме того, сейчас мы на «Северстали» широко используем цифровые методы повышения производительности труда, уже много лет автоматизируем процессы, экспериментируем с роботизацией. Все эти меры в комплексе позволяют нам не допускать потерь. При этом, конечно, если бы был профицит трудовых ресурсов и мы бы выбирали лучших из лучших, то мы могли бы дополнительно повысить свою эффективность.
— Пробовали зарплаты поднять? Может проблема в том, что платите мало?
— Нет, я с этим не согласен. С 2019 года заработная плата у наших сотрудников выросла более чем на 40%, что превышает рост индекса потребительских цен. В апреле этого года мы подняли зарплаты на 10−12%, плюс сделали разовую выплату в размере одной месячной расчётной заработной платы, но не менее 60 тыс. рублей. Это позволило повысить средний годовой уровень дохода наших сотрудников на 22% по сравнению с прошлым годом, а это уже существенно выше, чем инфляция. Но сегодня уже недостаточно иметь высокую зарплату. Конечно, зарплата должна быть конкурентной по отрасли, что мы и делаем. Но сегодня важна дополнительная забота о сотрудниках. Поэтому мы инвестируем в комплексную программу благополучия, стремимся, чтобы сотрудники и члены их семей чувствовали заботу. Мы назвали ее «Для своих: с заботой о каждом».
— Какая от нее польза вашим сотрудникам?
— В программе четыре ключевых направления — здоровье, финансовое благополучие, возможности для самореализации и сопричастность. По сути, мы помогаем сотруднику организовать его жизненный путь и не только внутри компании. Видим свою задачу в том, чтобы он был счастлив. Чтобы достичь такого результата, помогаем ему решать все проблемы по тем направлениям, о которых я сказал. Например, мы компенсируем от 50% до 90% стоимости процентов по ипотеке — в 2024 году мы поможем улучшить жилищные условия 1500 сотрудникам. Кроме того, предлагаем систему гибких льгот, которая позволяет приобретать со специального счета различные услуги компаний-партнеров. Так, за счет компании можно купить абонемент в фитнес-клуб, билеты со скидкой, оплатить образовательные курсы для себя или ребенка, оплатить медицинские или страховые услуги и т.д. Также мы предлагаем льготные займы от работодателя, компенсацию здорового питания в столовых и многие другие инструменты.
— Есть такая страна Бутан, где вместо ВВП благополучие общества измеряют счастьем. У вас что-то похожее?
— Не могу сказать, что мы буквально в каких-то единицах измеряем счастье, но это близкая идея. Мы измеряем такие важные компоненты как уровень удовлетворённости, вовлечённость и так называемый NPS (готовность человека рекомендовать компанию и ее продукт). Вот в совокупности эти три показателя дают объективную картину, насколько сотрудник счастлив в нашей организации.
— Но при этом у вас нет того притока желающих работать, какого бы вам хотелось.
— Приток есть, и он постоянный, но пока недостаточный. Повторю, мы в целом эффективно привлекаем трудовые ресурсы. Но всегда хочется достичь наилучшего результата, ставить перед собой больше амбициозных целей. Мы понимаем, что на рынке еще остались интересующие нас кадры, которые пока не работают в компании «Северсталь».
— Пару лет назад в большую моду вошли принципы ESG, при этом в первую очередь все понимали это как «экологичность» бизнеса. Стала ли сейчас буква S, то есть социальная ответственность, важнее в этой аббревиатуре?
— Я думаю, что все три буквы не потеряли свою значимость. Важно и по-прежнему актуально ответственное отношение к окружающей среде, как и социальная ответственность, и высокое качество корпоративного управления. И это не просто мода, у нас есть конкретные проекты, связанные с экологией, с развитием тех регионов, где мы находимся, городов нашего присутствия.
Мы в этом году приняли решение выделить более 200 миллионов рублей на развитие города Костомукша в Карелии, и это не единственный пример. В Череповце мы реконструировали Советский проспект и местный парк «Серпантин», вложив 1,5 млрд рублей, и продолжаем проекты развития города.
Есть и экологические проекты, в рамках которых существенно снижаем нагрузку на окружающую среду. ESG для «Северстали» означает инвестиции в благополучие наших сотрудников. И мы в обязательном порядке собираем обратную связь не только у них, но и у жителей городов нашего присутствия. Видим позитивный отклик и рассчитываем, что те проекты, которые реализует компания, будут востребованы. Хочется, чтобы и сами жители к ним бережно относились, ведь это двухсторонняя история.
<!—Расположение: —>