“Когда мы принимали закон (ФЗ №89 “Об отходах производства и потребления” – прим. “РГ”), подразумевалось, что нужно воссоздать или создать новую отрасль – от сбора мусора, переработки мусора, до использования экономики замкнутого цикла и утилизации. И вот прошло пять лет. Мы должны сейчас проанализировать, а что же произошло? А стало ли лучше? Я этой темой реально занимаюсь в диалоге с губернаторами, с регионами и могу сказать, что пока порядка нет”, – констатировала Матвиенко в интервью телеканалу “Известия” на полях ПМЭФ.
Спикер Совфеда напомнила, что за 2023 год региональные операторы собрали с граждан 280 миллиардов рублей в рамках платежей за вывоз мусора, но никто не контролировал расходование этих средств. А при создании региональных операторов детально не продумали их полномочия и обязанности.
“В моем понимании региональный оператор в первую очередь должен сделать схему размещения контейнерных площадок так, чтобы это было логично, удобно, обновить эти площадки, далее – завезти мусорные баки – чистые и аккуратные, закупить мусоровозы… Дальше инфраструктура для сортировки и переработки мусора. Пока процесс очень идет очень скромно и недостаточно”, – продолжила сенатор.
Она обратила внимание и на то, что зачастую мусор просто вывозится в леса.
“Утилизация свалок, которые уже выработали свой ресурс, не идет должными темпами, а несанкционированных свалок появляется еще больше. И посмотрите на наши леса, куда возят? В лес! Значит, надо пошире посмотреть на эту проблему. Надо, чтобы у каждого гектара леса был хозяин, чтобы там висели камеры, чтобы было можно было зафиксировать, а кто нарушает закон и незаконно вывозит мусор”, – пояснила Валентина Матвиенко.
Кроме того, она считает, что у Федерального экологического оператора нет достаточных полномочий, чтобы контролировать региональных операторов, расходование средств, которые граждане платят за вывоз мусора.
“Поэтому принятый пять лет назад закон требует переосмысления, внесения изменений, создания в полном смысле этого слова отрасли, подконтрольной все-таки государству, а не частным бизнес-структурам”, – резюмировала Валентина Матвиенко.