В программе развития, с которой вуз вошел в «Приоритет 2030», предусмотрено создание технологии генерации и коммерциализации инноваций с выходом к 2030 году на ежегодные показатели: 700 проектных идей, 70 проектов на этапе опытного образца или инвестпроекта и семь проектов на этапе запуска производства или услуг и возврата инвестиций. Чтобы добиться всего этого, в университете разработали цифровую платформу, обеспечивающую управление полным жизненным циклом проекта от его инициирования до привлечения инвестиций, старта продаж и выхода на проектные мощности.
Платформа позволила университету снизить нагрузку на преподавателей, повысить качество и количество проектов и привлечь к проектной работе около пяти тысяч обучающихся, в том числе онлайн.
Так, разработка позволила технологизировать и начать масштабирование сквозной проектной деятельности, внедренной в вузе в 2017-2021 годах для всех студентов-очников. В весеннем семестре 2024 года, помимо очников, к платформе подключили студентов-первокурсников, обучающихся онлайн, а также школьников и студентов Тольяттинской академии управления.
На конец мая на платформе было 249 проектов и около 5 тысяч обучающихся, в том числе 18 школьников, один учащийся СПО, 52 студента из другого вуза, а также 105 сотрудников университета, из которых 87 — из числа преподавателей и четыре представителя индустриальных партнеров, которые выступают руководителями предложенных ими проектов.
— Для эффективного управления студенческими проектами нам пришлось разработать новую методику, основанную на гибком подходе к управлению проектами («Эджайл»), — поясняет начальник группы отдела разработки информационных систем, руководитель проекта по созданию цифровой платформы «Проектива» Константин Криштал. — Платформа включает некоторые инструменты таких известных методик как «Скрам» и «Канбан», адаптированные для проектной работы студентов, а также ряд новых инструментов, которые позволяют управлять большой совокупностью разнородных проектов. При этом обеспечивается не только успешность хороших инициатив и их доведение до ожидаемого эффекта, но и управление образовательным результатом для всех участников, включая систему их мотивации. Студентам в рамках учебного процесса предоставляется возможность решать реальные задачи и расти профессионально, приобретая универсальные компетенции командной проектной работы.
К новым инструментам платформы можно отнести автоматическую систему сбора компетентностного профиля, формируемого в зависимости от того, какие проектные задачи и насколько успешно выполняет обучающийся. Разрабатывается новый инструмент выявления перспективных результатов интеллектуальной деятельности и формирования информационных материалов для их защиты.
— Мы также создали систему автоматизации формирования оценки, — продолжает Константин Криштал. — Благодаря этому удалось снизить нагрузку на преподавателей за счет привлечения студентов к руководству проектами. При этом количество проектов увеличилось. Очень важно, что платформа обеспечивает сбор цифрового следа и вывод ключевых показателей на дашборды участников процесса. Все это делает платформу, по сути, единственным в России инструментом, способным обеспечивать полноценную проектную деятельность студентов, органично встроенную в учебный процесс. Кроме того, платформа привела к полному реинжинирингу процесса сопровождения проектной деятельности, став для нее цифровой основой.
Цифровая платформа дает возможность в рамках учебного процесса эффективно вовлекать студентов в такие проекты, направленные, в том числе, на повышение технологического суверенитета страны. В мае 2024 года она получила свидетельство о регистрации программы ЭВМ, зарегистрирован товарный знак. Платформа разработана в соответствии с требованиями Минцифры РФ, и сейчас вуз готовит заявку на ее включение в реестр отечественного программного обеспечения.