6 июня стенд «АиФ» на ПМЭФЕ посетила глава Гагаузии Евгения Гуцул. В интервью aif.ru она рассказала о давлении властей Молдовы на руководство автономии из-за дружбы с Россией, и скором суде, который ждет власть страны за ее преступления
Дина Игорешина: — Евгения, чем большую популярность набирает проводимая вами пророссийская политика, тем жестче и агрессивнее стает противодействие официальных властей Молдавии. Скажите, как на это реагируют люди в Гагаузии? Как это воспринимается вашим народом?
Евгения Гуцул: — Я могу сказать однозначно, что не только Гагаузская автономия, но и весь наш народ — всей Республики Молдовы — возмущен незаконным и наглым поведением официального Кишинева. Такие необдуманные шаги связаны с тем, что они понимают, что теряют власть, и, в конце концов, им придется престать перед судом. А судить их будет народ. Потому что на сегодняшний день их безграмотное, неправильное, незаконное правление привело к нищете и бедности в Молдове. На очередное судебное заседание, которое прошло 3-го июня, поддержать меня приехало очень много людей, и не только из Гагаузской автономии, но и с севера Молдовы. И когда я их увидела, то поняла, что мы идем правильным путем, и что народ уже не хочет и не будет молчать.
Люди перестали бояться даже того мощного давления, которое идет на них со стороны властей. Сегодня, если ты не согласен с позицией официального Кишинева, то подвергаешься уголовному преследованию, обыскам, аресту. Причем, независимо от статуса — башкан (глава) ли ты Гагаузской автономии, оппозиционный политик, или обычный рядовой гражданин. У нас масса примеров — в прошлом году, во время предвыборной кампании на пост главы автономии, правящая партия во главе с президентом Молдовы Майей Санду настолько испугалась нашей победы, что правоохранительные органы устраивали обыски у обычных активистов, которые просто рассказывали своим родственникам, соседям о нашей политической программе, доносили людям информацию. Все это делалось рано утром, пугали детей, и так далее. То есть, граждане Республики Молдова сегодня не уверены в своем праве на свободу слова.
— Недавно в Кишинев прилетал госсекретарь США Блинкен, как это восприняли люди в той же Гагаузии, в Молдавии? Есть ли понимание, что всей республике навязывают чужую волю?
— Да, мы это все прекрасно знаем, что Майя Санду действует исключительно по указке США и Европейского Союза. Они этого и не скрывают. Она ездит в США, получает там какие-то награды. а за что там награждают президента нашей страны — мы не понимаем. И, когда Блинкен прилетал в Кишинев, то народу это, конечно, не понравилось, люди сопротивлялись. Они вышли на улицу, молодые, пожилые — разного возраста, чтобы показать свое отношение к тому, что хорошо понимают, зачем он сюда прилетел именно перед выборами. Мы видели и то, как за это волеизъявление наши правоохранительные органы скручивали руки своим же гражданам, сажали их в полицейские машины и увозили в участки. Мы прекрасно понимаем, что за этим стоит фонд Сороса — Майя Санду была и остается его активной участницей.
И, когда эта власть сегодня обвиняет меня, Илона Шора, всю оппозицию, блок «Победа» в том, что мы якобы получаем из России какие-то указания для дестабилизации ситуации в Республике Молдова, то все понимают, что это — чушь. Могу заявить, что блок «Победа», членом которого я являюсь, в Российской Федерации обсуждает исключительно гуманитарные проблемы граждан республики Молдова. Никогда и ни разу не заходил разговор о войне, вооружении и так далее. Ни разу. А что во время своих визитов во Францию, США, другие страны Евросоюза обсуждает Майя Санду? Как бы провести побольше учений, вопрос вступления в НАТО, закупку вооружения. У нас милитаризация Молдовы сейчас просто пошла сумасшедшим ходом — миллионы выделяются на закупки радаров, оружия. Но по Конституции мы являемся суверенной, независимой и нейтральной страной. И в этой стране идет закупка вооружения, в то время, когда люди бедствуют. Зарплата у нас повышается только министрам, причем в разы, но не пенсионерам, или бюджетникам. Поэтому, Санду и ее команда сейчас всячески стараются блокировать нашу работу. Мы очень благодарны президенту России, народу России за поддержку и возможность реализовать социальные проекты для нашей Гагаузской автономии. В этом заслуга, опять же, наших друзей из России, с которой мы хотим жить в дружеских и партнерских отношениях.
— Уровень российской поддержки Гагаузии, вообще в целом стране, насколько он высок? Можно как-то оценить это?
— Да, я могу с уверенностью сказать, что по социологическим опросам более половины жителей Республики Молдова выступают за дружеские отношения с Российской Федерацией, за вступление в Евразийский экономический союз. Потому что люди сыты по горло «европейской демократией», которую нам обещала три с половиной года назад на президентских выборах Майя Санду. Мы ничего из обещанного не видим. Разве демократия заключается в закрытии оппозиционных телеканалов, в блокировании всех социальных проектов? Или в реформе юстиции, которая не работает, потому что захвачена правящей партией? И даже те люди, которые тогда выступали за европейский вектор развития Молдовы и голосовали за Майю Санду, сейчас просто, извините, плюются. Сейчас они против такого вступления в Европейский Союз и такой демократии.
А в Гагаузии еще 10 лет назад 98% населения высказались на референдуме о том, что, если Молдова теряет свою независимость (к примеру, объединятся в Румынией), то народ автономии получает право на внешнее самоопределение. Это предусмотрено законом об особом правовом статусе Гагаузии. И сегодня они такого же мнения. У нас многие работают и проживают в России, но, к сожалению, из-за некомпетентной и вредной политики Майи Санду, они годами не могут прилететь домой, к своим родственникам. Речь идет о закрытии воздушного пространства Молдовы для российских самолетов. Сейчас нет прямых рейсов, цены на билеты и время в пути кратно возросли. И даже если люди прилетают в Кишинев, с трудными и долгими пересадками через Стамбул или Ереван, то потом они оттуда не могут уехать к себе домой — их держат в аэропорту, без воды и еды, часами. Все видели эти ролики, они на весь мир прославили нашу Молдову. Лучше бы была другая известность, как раньше, когда Молдавия была цветущей страной, экспортировала вино, фрукты, овощи. Сейчас этого нет. А те, кто борются за это, получают от нашей власти жесткое давление, закрытые телеканалы, заломанные руки и многочасовое сидение в аэропорту.
И, кстати, делают это правоохранительные органы, которые получают зарплату за счет налогов этих же граждан. Поэтому люди, видя всё это, понимают, что есть блок «Победа» во главе с Иланом Шором, и что блок этот борется за их права. И даже при таком давлении, у нас все равно все это получается. Почему? Я вам сейчас приведу пример. Зарплата министра в Молдове превышает три тысячи евро (примерно 300 000 руб. РФ), а средняя пенсия — около 100–150 евро (10 000 — 15 000 руб. РФ). И еще нужно учесть, что министры обладают привилегиями, автомобилем, водителем, и так далее. Как на все это народ будет смотреть? Конечно, он против. И, когда сегодня судят башкана Гагаузии — Евгению Гуцул — я сейчас говорю не о своей личности, а о статусе — то народ автономии это возмущает. Дошло даже до того, что власти Молдовы мешают строительству развлекательного бесплатного детского центра «Гагаузия Лэнд» в автономии. Вы понимаете, для наших людей это — просто невероятный проект, который дает возможность сэкономить родителям, бабушкам-дедушкам на развлечениях детей. У нас есть аналог, который Илан Шор построил в Оргееве (город на севере Молдовы), там тоже всё бесплатно — карусели, аттракционы. И такой же парк мы строим у нас. И хотя там каждый день проходят бесконечные проверки — налоговой инспекции, технадзора и т.п. — строительство все равно идет. Вот люди и задают вопросы: почему у Илана Шора, у Евгении Гуцул получается что-то делать для своей страны, а у Санду с ее компанией — нет? Они каждый день во всем обвиняют Россию, всегда у них есть какие-то препятствия. Но люди понимают, что главная проблема этих политиков — в отсутствии ума.
<!–Расположение: –>