© kaprikM / Фотобанк Фотодженика |
Советы касаются, в частности, учета численности населения при решении вопроса об открытии точек оказания финансовых услуг на селе. Так, например, в населенных пунктах, где проживает свыше 3 тыс. человек, регулятор рекомендует сохранять стационарное подразделение (филиал, дополнительный офис), устанавливать банкоматы, открывать окна в отделениях почтовой связи. А в селах с количеством жителей менее 3 тыс. – организовать работу мобильных офисов или выездное обслуживание, установить банкоматы с функцией приема наличных, предоставить возможность снятия денег с карты на почте или на кассе магазина (Информационное письмо Банка России от 3 июня 2024 г. № ИН-03-59/34).
При этом Банк России обращает внимание, что при предоставлении финансовых услуг нужно:
- учитывать потребности жителей сельской местности и их уровень дохода;
- разместить перечень оказываемых финансовых услуг и порядок их предоставления;
- информировать потребителей об основных параметрах финансовой услуги, включая ожидаемый результат и риски;
- разместить информацию о размере комиссии, взимаемой за оказываемые финансовые услуги;
- обеспечить бесперебойное оказание финансовых услуг (по возможности, и круглосуточное);
- не навязывать финансовые услуги;
- разместить информацию с условиями и порядком отказа потребителя от услуги;
- указать контакты, куда может обратиться потребитель в случае нарушения своих прав;
- проинформировать орган местного самоуправления об открытии или функционировании точки доступа к финансовым услугам.
Также регулятор напоминает о необходимости обеспечить полный, недискриминационный и беспрепятственный доступ ко всем объектам, услугам и каналам их оказания, а также информирование об услугах и порядке их получения для клиентов из числа социально уязвимых групп граждан. Речь идет о людях с инвалидностью и других маломобильных группах населения, пожилых гражданах.
Указанные рекомендации актуальны не только для сельской местности, но и для отдаленных и малонаселенных территорий.
«Мы рассчитываем, что самые крупные банки останутся в сельской местности и будут эффективно сочетать дистанционные и облегченные форматы обслуживания, учитывая потребности жителей конкретных населенных пунктов и свою экономическую модель. Также важно, чтобы к этой работе присоединялись и другие кредитные организации, которым будет проще это сделать, ориентируясь на имеющийся опыт крупнейших банков», – отметил руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Михаил Мамута.