Популярность среднего профессионального образования в стране с каждым годом становится все выше. По данным Минобразования РФ, на бюджете в колледжах в 2024 году учатся 739 тысяч человек – на 14,7 тысячи больше, чем в 2023 году. Это более 60 процентов от всего числа российских студентов-бюджетников. В Санкт-Петербурге их число выросло на 1221 человека, а в Ленинградской области – на 835. В Мурманской области количество студентов в сфере СПО за последние 10 лет выросло на треть, отметили в региональном правительстве.
Для сравнения – двадцать лет назад в колледжи и техникумы поступали не более 10-12 процентов выпускников, окончивших девятый класс.
Как показал недавний опрос среди студентов колледжей на последних курсах, итоги которого были подведены группой российских социологов в апреле, каждый второй планирует после выпуска продолжить учебу в институте или университете, каждый пятый не намерен поступать в вуз, примерно каждый третий затруднился с ответом. Также каждый третий мечтает о том, чтобы скорее устроиться на работу и обрести финансовую независимость, четверть опрошенных отметила, что с дипломом колледжа легче найти работу, а пятая часть собирается поступать в вуз только после того, как получит более или менее серьезный опыт работы.
Кроме того, опрос развеял распространенное заблуждение, что среднее профессиональное образование – удел тех, кто настолько плохо учился в школе, что не в состоянии поступить в вуз. Социологи выяснили, что примерно половина студентов колледжей в школе были твердыми “хорошистами”, а более 13 процентов – отличниками.
Тем временем все острее становится дефицит рабочих кадров. По данным hh.ru, в сфере производства и сервисного обслуживания на апрель 2024 года приходилось не более 2,8 активного резюме, а в сфере рабочего персонала и того меньше – 2,4. Каждая пятая вакансия сообщает о потребности в рабочем персонале, в каждой шестой идет речь о производственном персонале. Наиболее острая нехватка кадров наблюдается в обрабатывающей промышленности.
Свою лепту в эту проблему вносит демографический спад, когда количество трудоспособного населения сокращается при одновременном росте потребности в рабочих руках. В апреле 2024 года количество открытых вакансий в стране на 28 процентов больше, чем годом ранее. Потребность в производственниках увеличилась на 24 процента, в рабочем персонале – на 38 процентов.
Если учеба станет бесплатной, колледжам понадобятся средства на развитие
В Арктике дефицит рабочих кадров выражен наиболее сильно. В 2024 году предприятия арктических регионов разместили около 170 тысяч новых вакансий – на 46 процентов больше, чем в прошлом году, отмечают в hh.ru. Наиболее востребованы в высоких широтах именно рабочие специальности. На первом месте среди них профессия водителя (около 13 тысяч новых вакансий). Второе место занимают продавцы-кассиры, третье – менеджеры по продажам, четвертое и пятое – машинисты и операторы кол-центров. Лишь в Коми соотношение количества вакансий и резюме выглядит относительно оптимальным – около пяти человек на одно рабочее место. В остальных регионах существует однозначный кадровый дефицит. В Мурманской области месяц назад на одну вакансию приходилось не более 2,7 резюме, меньше только в Чукотском автономном округе, где на одну вакансию приходится 1,8 резюме.
Региональные эксперты практически единодушно высказались за инициативу Госдумы. Впрочем, за плату в колледжах Мурманской области учатся “непрофильные” студенты – как правило, бухгалтеры, юристы и экономисты. Рабочим специальностям здесь учат бесплатно, за счет регионального бюджета, отмечает заместитель директора по учебно-производственной работе Кандалакшского индустриального колледжа Юрий Саломахин.
– Единственный момент – если учеба в колледжах станет полностью бесплатной , независимо от специальности, колледжам понадобятся дополнительные средства из бюджета на свое развитие, ведь они потеряют в доходах, – говорит директор.
– Качество технического образования в учреждениях СПО зачастую выше, чем в вузах, – рассказал корреспонденту “РГ” Алексей Кравцов, мастер участка одного из градообразующих предприятий региона. – Недавно ко мне пришли два молодых специалиста, один после института, другой – из нашего городского колледжа, который поддерживает “обратную связь” с комбинатом. Как выяснилось, выпускник колледжа знает и умеет гораздо больше, чем его коллега с высшим образованием.
По словам мастера, это далеко не единичный случай. Тех, кто приходит на производство после учебы в московском или петербургском вузе, нередко приходится переучивать. С выпускниками колледжей промышленных моногородов Заполярья такие проблемы возникают в разы реже, поскольку их учат именно тому, чем они потом занимаются на производстве. Всемерная поддержка среднего профессионального образования сегодня остается наиболее эффективным способом снизить остроту кадрового голода в промышленности.
– На мой взгляд, здесь понадобятся дополнительные меры, – добавляет Юрий Саломахин. – Одна из них связана с армейской службой. Как известно, выпускник колледжа сразу после окончания учебы уходит в армию, не успев “закрепиться” на местном предприятии. Вернется ли он сюда после армии – это большой вопрос. Я бы предложил призывать их не сразу, а скажем, года через три. Лучше всего, если молодой специалист устроится на предприятие, где его уже знают по производственной практике, отработает три года, зарекомендует себя в глазах руководства, заручится рекомендациями и обещанием, что сразу после армии его возьмут на уже знакомую работу. А затем идет служить, зная, что после возвращения его ждет гарантированное трудоустройство и коллектив, который уже успел стать своим.