© Sandralise / Фотобанк Фотодженика |
Частная клиника приобрела комплекс передвижной флюорографический («КПФ-INVARIANT» с флюорографом цифровым малодозовым «ФЦМ-Альфа 2К» на базе прицепа специального INVARIANT) и начала оформлять лицензии на оказание первичной и первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по рентгенологии.
Региональный минздрав в выдаче лицензии отказал, потому что по результатам выездной оценки установлено несоответствие соискателя лицензионным требованиям подпунктов «а», «б» п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности: по месту нахождения кабинета врача-рентгенолога нет никакого рентгенологического оборудования, а заявленный передвижной флюорографический комплекс стоит за пределами лицензируемого помещения на улице. Между тем выданный соискателю СЭЗ касается именно кабинета внутри клиники. А сам передвижной медицинский комплекс не может быть указан в лицензии в качестве адреса места осуществления деятельности медорганизации, поскольку является медицинским изделием, а значит — отказ в выдаче лицензии является правомерным.
Клиника успешно оспорила отказ в суде:
- согласно техническому паспорту на передвижной флюорограф, он предназначен для медицинского обследования населения, включая флюорографию с целью диагностики заболеваний различной этиологии (в частности, проведение диспансеризации, организации периодических медосмотров) и для проведения профилактических мероприятий в автономном режиме вне стационарных медучреждений;
- согласно заключению по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, используемых для осуществления медицинской деятельности, заявляемые клиникой виды медицинской деятельности будут осуществляться в комплексе передвижном флюорографическом с профилактической целью с выездом на предприятия, учреждения. Оказание заявленных медицинских услуг осуществляется во время стоянки комплекса по месту прибытия выездной бригады;
- из санитарно-эпидемиологического заключения следует, что осуществление соответствующего вида медицинской деятельности непосредственно функционально связано с местом осуществлением деятельности по юридическому адресу, при этом помещение для ведения медицинской деятельности и само медицинское изделие соответствуют установленным нормам и требованиям;
- местом осуществления медицинских услуг первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по рентгенологии и по оказанию первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по рентгенологии, является юридический адрес клиники, а не специальный прицеп;
- доводы министерства о том, что клиника для проведения выездного медобслуживания населения может использовать специализированный автотранспорт, оснащенный медоборудованием, при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности по работам (услугам), составляющим медицинскую деятельность, по адресу места нахождения клиники, отклоняются, так как эти доводы фактически сводятся к позиции о необходимости наличия стационарного флюорографического комплекса для эксплуатации мобильного;
- в силу п. 11 Положения о лицензировании медицинской деятельности, выполнение работ (услуг) может осуществляться лицензиатом, в структуре которого организована мобильная медицинская бригада для оказания первичной медико-санитарной помощи населению, проведения профилактического медосмотра, диспансеризации по месту нахождения мобильной медицинской бригады, не указанному в реестре лицензий в качестве адреса (адресов) места осуществления медицинской деятельности, и не требует внесения изменений в реестр лицензий;
- при этом в силу п. 6 Правил организации деятельности мобильной медицинской бригады, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 г. № 543н, мобильная медицинская бригада обеспечивается комплексами передвижными медицинскими. Оснащение мобильных медицинских бригад осуществляется в соответствии со стандартом оснащения мобильной медицинской бригады согласно приложению № 24 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, которое требует иметь комплексы передвижные медицинские, включающие дополнительно к стандарту оснащения мобильной медицинской бригады для оказания первичной медико-санитарной помощи флюорограф. Следовательно, оказание услуг, составляющих медицинскую деятельность, при соблюдении указанных условий, может осуществляться по месту нахождения мобильной медицинской бригады, не указанному в реестре лицензий в качестве адреса (адресов) места осуществления медицинской деятельности;
- министерство не обосновало, каким образом нахождение спорного медицинского оборудования за пределами контура помещения, с учетом наличия предусмотренного в Положении № 852 случая, когда осуществление медицинской деятельности допускается вне места адреса места осуществления медицинской деятельности, препятствует внесению изменений в перечень разрешенных к выполнению работ (услуг), без изменения которого осуществление соответствующих видов медицинской деятельности невозможно. Кроме того, министерство не обосновало то, каким образом отсутствие у заявителя флюорографического комплекса в пределах помещения заявителя, влияет на возможность эксплуатации передвижного флюорографического комплекса.
Верховный Суд РФ отказался пересматривать дело (Определение Верховного Суда РФ от 13 мая 2024 г. № 302-ЭС24-5716).