Кафедра «Государственное и муниципальное управление», которую возглавляет кандидат экономических наук, доцент Ольга Панина, является одной из ведущих в Российской Федерации, осуществляющих подготовку государственных и муниципальных служащих для федеральных, региональных органов власти и местного самоуправления. Уже сегодня спрос на выпускников кафедры превосходит количество ее выпускников.
Ольга Владимировна, существует ли в современной России дефицит грамотных молодых управленческих кадров в сфере государственного и муниципального управления?
Ольга Панина: Опираясь на регулярно поступающие на кафедру запросы от исполнительных органов власти, прежде всего федеральных министерств, агентств и служб, с просьбами предоставить для дальнейшего трудоустройства резюме студентов четвертого курса, выпуск которых ожидается в течение года, можно сделать вывод о том, что потребность в молодых управленческих кадрах неуклонно возрастает. Особенно заметна эта тенденция примерно последние три-четыре года.
В первую очередь востребованными, естественно, являются ребята, которые показывают отличные результаты в учебе. При этом наши заказчики требовательны также к уровню воспитания и культуры потенциальных работников, а также к их деловым качествам. Конкуренция за молодые кадры на рынке труда есть, и, по нашим наблюдениям, она достаточно острая. Некоторые наши выпускники охотно уезжают работать в регионы — знаю тех, кто уехал в Архангельск, Казань. У нас учится студентка из Красноярска, которая хочет вернуться и делать карьеру в родном крае.
Нетрудоустроенных студентов у нас обычно не бывает. Судите сами: в прошлом году кафедра выпустила 120 ребят, а у нас было 130 запросов от потенциальных работодателей.
В образовательном и воспитательном процессе вы нацеливаете студентов, говоря, например, «вы — будущая элита страны»?
Ольга Панина: Нет, мы так не говорим никогда. Такие слова не отражают в полной мере реальную ситуацию в жизни, с которой они столкнутся, покинув стены университета, и скорее напоминают самовнушение. Мы говорим нашим студентам: чтобы стать настоящей элитой, нужно очень хорошо учиться, много и долго работать над собой, отшлифовывать свои навыки и умения и применять знания, в том числе и приобретенные за время учебы, не считаясь с потраченным временем. Чтобы спустя время добиться определенных успехов в карьере. Для современной молодежи очень важно понимать, что стабильная карьера и «дорога наверх» всегда сопряжены с трудом. Студенты должны понимать, что, поступая на государственную или муниципальную службу, они наверняка столкнутся с ненормированным рабочим днем, необходимостью решать многокритериальные управленческие задачи и будут нести персональную ответственность за принимаемые решения.
С первого курса в учебном плане предусмотрено изучение дисциплин, преподаваемых нашей выпускающей кафедрой, количество которых плавно увеличивается с переходом на старшие курсы, что позволяет нам с самого начала погрузить студентов в их будущую сферу деятельности. А за все годы обучения обеспечить предоставление и усвоение максимального количества фундаментальных и актуальных знаний в сфере государственного и муниципального управления, которые пригодятся им в практической работе.
Мы ценим и развиваем в наших студентах такие качества, как трудолюбие, усидчивость, глубокое системное мышление, общая культура речи, широкий кругозор, умение писать научные работы, навыки публичных выступлений и, конечно, умение добиваться поставленных целей.
Когда студенты встречались с правительством края, я заметил, что они задавали очень серьезные вопросы, оперировали цифрами, фактами, словно интервьюеры серьезного экономического издания.
Ольга Панина: В поездку поехали ребята грамотные, эрудированные, почти все они отличники. Это очень стремящиеся, мотивированные студенты, глубоко мыслящие и чрезвычайно любопытные. Мы всегда тщательным образом готовимся к поездкам в регионы, и в этот раз они очень ждали встречи и, разумеется, серьезно готовились.
За время учебы студенты не только изучают теорию на лекциях, но и принимают участие в достаточном количестве разнообразных проектов, в том числе участвуют в научных исследованиях, временных студенческих творческих коллективах. Они много читают, а благодаря работе на семинарах умеют не только задавать вопросы, но и отстаивать свою точку зрения, при этом слушать и слышать собеседников. Они чувствуют себя достаточно уверенно, и им действительно интересны такие встречи.
Для кадровой политики на госслужбе всегда ли верно утверждение «молодым везде у нас дорога»?
Ольга Панина: Да, проблема омоложения кадров есть, но мое глубокое убеждение, что процесс должен происходить постепенно. Наши студенты хорошо учатся, и к моменту их выпуска из университета у них уже есть достаточное количество навыков, полученных на стажировках и в рамках прохождения учебной и производственной практик, которые помогут им в реальной работе. Но любому начинающему специалисту нужны наставники, опыт и знания, которые они должны перенимать, необходима преемственность поколений.
Расскажите подробнее о проекте Финуниверситета Study-Tour, в рамках которого состоялась поездка в Красноярский край. Кто придумал эту идею? Какие цели и задачи она имеет и как будет развиваться?
Ольга Панина: Это проект нашей кафедры, который начался 10 лет назад. Его идея заключается в том, что студентов необходимо знакомить с методами и инструментами управления как в федеральном центре, так и в субъектах Федерации. И в этом плане опыт регионов оказывается для нас абсолютно бесценным, поскольку именно в них представлены лучшие практики управления, реализуются удачные идеи и проекты, а практика каждого отдельного региона уникальна.
За время реализации проекта мы побывали в Тульской, Калужской, Архангельской, Челябинской и Нижегородской областях и в Татарстане. Отдельные поездки были посвящены изучению опыта управления в крупных городах — мы ездили в Санкт-Петербург и Казань. Красноярский край на сегодня самая восточная точка тура. Участником поездки может стать практически любой желающий студент с первого по четвертый курс. В итоге каждый за время обучения в бакалавриате может посетить и изучить опыт четырех не повторяющихся между собой регионов. В поездку также ездят студенты, обучающиеся в магистратуре. После этих поездок у них возрастает мотивация к учебе. Проект, безусловно, будет развиваться, у нас уже есть планы, куда мы поедем в следующий раз.
Говорят, изменяется общество, а человек остается тем же, что и был. Наука управления государством — насколько далеко ее философия ушла от времен Платона и Макиавелли?
Ольга Панина: Наука государственного управления развивалась не один век; по мере появления новых вызовов и проблем, с которыми сталкивались общество и государство, одновременно усложнялась и теория. Современная наука государственного управления в чем то предвосхищает и формирует запросы будущего, создает новые инструменты, механизмы и методы управления, которые затем проходят испытание практикой.
Какие чувства, мысли и впечатления вызвало у вас посещение Красноярского края?
Ольга Панина: Мы посетили большое количество промышленных объектов, познакомились с управлением в ЗАТО, кроме того, состоялась встреча в правительстве края, в ходе которой шел подробный разговор и обмен мнениями по результатам и проблемам социально-экономического развития региона. Как результат, мы увозим с собой новые знания в сфере государственного и регионального управления, которые лягут в основу различных научных проектов, тем курсовых и выпускных квалификационных работ.
Конечно, нас восхитила природа вашего края, величие Енисея, красота необыкновенных Саян. И мы увозим с собой невероятные впечатления и желание возвращаться сюда снова и снова, но уже в качестве туристов.
Но, пожалуй, самое главное впечатление оставили люди, которые живут и работают в крае и с которыми нам посчастливилось познакомиться в ходе поездки, — люди разных профессий, но одинаково увлеченные своим делом, любящие свою работу. Мы желаем им дальнейших успехов в работе и выражаем искреннюю благодарность за радушный и профессиональный прием, который был нам оказан.
Прямая речь
Павел Клачков, директор Красноярского филиала Финансового университета:
— Очень рад был личному знакомству с гостями, провел с ними немало времени. Мы наметили ряд совместных проектов как с кафедрой «Государственное и муниципальное управление», так и со студенческими организациями головного университета. Приятное впечатление оставили студенты, очень толковые и воспитанные ребята. Хочется и наших лучших студентов свозить в Москву и познакомить с нашей замечательной alma mater.