Таланты выводят в мир
Останутся ли постсоветские страны в едином культурном пространстве? Ответом на этот вопрос стал IX международный студенческий театральный фестиваль «Новые имена», прошедший в Бишкеке. Программа включала в себя 13 спектаклей, семинары, в ходе которых обсуждались рецензии на постановки, а также мастер-классы по актерскому мастерству. Свои работы на фестивале представили студенты из пяти стран — Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, России и Узбекистана.
Участие в международном мероприятии, имевшем большую важность для развития культурных связей между странами, приняли представители ГИТИСа (Российского института театрального искусства).
Как сообщили в ГИТИСе, цель фестиваля — поощрить молодых актеров и режиссеров, дать стимул для дальнейшего роста и создать связи между юными талантами. «Новые имена» привлекают в театр молодую публику и демонстрируют студенческую жизнь изнутри такой, какой она является на самом деле. А для театроведов проводится конкурс на лучшую рецензию», — отметили в институте.
В состав жюри входила преподаватель ГИТИСа, главный редактор «Театрального журнала» Екатерина Кострикова, которая поделилась своими впечатлениями о мероприятии — и не только — в эфире радио «Спутник». По ее словам, такие фестивали должны проходить чаще.
— Современный театр не может существовать в рамках одной страны, не может вариться в собственном соку, — считает Екатерина Кострикова. — Да, с одной стороны необходимо понимать свою идентичность, но с другой — важно смотреть на то, что происходит в мире и в России. У нас богатая событиями театральная жизнь. В Кыргызстане же это замкнутая система. Да, есть студии, но развитие театрального искусства в стране застыло. При этом местные преподаватели очень сильные. Я в большом восхищении от ваших педагогов. У них высокий уровень понимания театра. Они учились и в ГИТИСе, и в Щепкинском училище, причем в те времена, когда еще преподавали учителя наших учителей. Когда общаюсь с ними, обсуждаю спектакли, я чувствую, что мы находимся в единой системе координат. И это великолепно.
ГИТИС на Тянь-Шане
Крупнейший театральный вуз Европы вот уже двух лет связывает с республикой тесное сотрудничество, включая организацию и проведение подобных фестивалей. А в 2023-м вуз впервые за 40 лет набрал граждан КР для обучения на факультете новых направлений сценического искусства. В текущем году эта практика продолжится.
С 2022-го ГИТИС при поддержке представительства Россотрудничества в КР реализует в республике уникальный культурно-образовательный проект. Институт ежегодно открывает на Иссык-Куле Летнюю школу, в которой ведущие преподаватели вуза в течение десяти дней проводят тренинги и мастер-классы по актерскому мастерству, режиссуре, сценической речи и сценическому движению. В 2023-м слушателями школы стали студенты Азербайджанского государственного университета культуры и искусств и Кыргызского государственного университета культуры и искусств имени Бейшеналиевой.
— Школа ГИТИСа по методикам театрального образования — это один из важнейших проектов. С одной стороны, он позволяет нам продвигать традиции классического российского театрального образования за рубежом. А с другой — отстаивать и поддерживать статус института как методического центра, каковым мы сегодня являемся, причем не только на пространстве СНГ. Конечно, это еще и замечательные встречи, обретение друзей и установление новых профессиональных связей. Там, где мы проводим школу впервые, неминуемо возникает желание провести и следующую. Именно такими регулярными школы ГИТИСа стали в Казахстане, становятся в Кыргызстане на озере Иссык-Куль, да и наши профессиональные десанты в Армению превращаются в традицию, — рассказал в интервью местным СМИ ректор института Григорий Заславский.
— В Кыргызстане очень богатая театральная жизнь, — в свою очередь отметил глава представительства Россотрудничества в КР Альберт Зульхарнеев. — Но программа мастер-классов сценического искусства дает такую возможность людям, которые хотели бы получить театральное образование, перенять опыт у российских преподавателей ГИТИСа. И мы очень рады, что открыли этот путь не только для Кыргызстана, но и для других стран региона. Таким образом Бишкек пусть на некоторое время, но все же становится центром театральной жизни Центральной Азии.
Как понять Станиславского
По словам Екатерины Востриковой, большую роль в обучении студентов театральных вузов КР играет русский язык.
— Есть базовые материалы, которые молодым людям, занимающимся театром, нельзя не прочитать, — пояснила она. — Например, «Моя жизнь в искусстве» Станиславского. На кыргызском такой книги нет. Русский язык — это доступ к важным театральным знаниям. Он необходим, чтобы читать первоисточники, вдохновляться, идти к диалогу и потом «мучить» педагогов вопросами вроде «я вот это понял так, прав ли я?»
Отдельно гостья остановилась на особенностях работы театрального критика.
— Есть разные жанры театральной критики, — поясняет Екатерина Вострикова. — Давайте возьмем такой вариант. Критик приходит на спектакль, смотрит, не взаимодействует ни с кем, пишет рецензию. Он должен быть максимально честным и независимым. Он пишет не для режиссера или актеров. Он пишет для читателя. И это важный критерий. Но это не значит, что режиссер не может что-то почерпнуть из этой рецензии. На самом деле профессиональная театральная критика полезна и читателям, и режиссеру.
Есть другой жанр, особенно популярный в России. Это устное обсуждение спектакля «на труппе», когда тет-а-тет режиссер и актеры встречаются с критиком и он делает подробный разбор ролей. И так как это детальный прикладной разбор, он может быть не нужен зрителю. Это профессиональный разговор о том, удалось ли воплотить на сцене замысел. При этом критик должен относиться уважительно к труду мастера.
Мне кажется, что хорошим режиссерам театральная критика всегда небезразлична. Даже актеры могут относиться к ней, на мой взгляд, более равнодушно. Потому что они работают над образами, а режиссер воплощает целостную конструкцию, замысел. По моему опыту, режиссер — это очень важно. Я, приезжая сегодня в разные города, вижу, насколько режиссерам не хватает профессионального общения, диалога, театроведческого дискурса. Многие из них в наши дни находятся в культурной изоляции.
— Этой профессии обучают на театроведческом факультете, — продолжила она. — Критик — это проводник в мир театра. Он рассказывает о тенденциях в современном театральном мире, чтобы вы могли выбрать и потом сформировать свою точку зрения. Если у вас нет такого гида, вы рискуете потонуть в водовороте театральных событий.
А еще театральным критикам лучше не заводить близкой дружбы с теми, о чьей работе они пишут. «Приятельствовать можно, но не более. А дружить опасно. Потому что в таком случае от вас ждут, что вы будете только хвалить. Поэтому необходимо держать дистанцию в отношениях», — добавила Екатерина Вострикова.
В целом же критик должен любить театр, иметь гуманитарное образование. «Тогда он будет сильным экспертом», — подытожила Вострикова.
Досье «РГ»
ГИТИС — единственное высшее учебное заведение России, в котором студенты получают образование по всем театральным специальностям и на всех уровнях подготовки на восьми факультетах — актерском, режиссерском, музыкального театра, новых направлений сценических искусств, балетмейстерском, продюсерском, сценографии и театроведческом.