«В отряде «Роскосмоса» двадцать шесть человек, — рассказал в интервью «РГ» корреспонденту «РГ» начальник Центра подготовки космонавтов Михаил Харламов. — Самый опытный — Олег Кононенко, командир отряда, который сейчас находится на борту МКС. В июне будем праздновать его 60-летие. Как вы знаете, он уже стал абсолютным рекордсменом по суммарному пребыванию человека на орбите. И теперь только увеличивает отрыв».
В сентябре прошлого года он отправился в свой пятый полет, имея за плечами 736 суток. На орбите проведет целый год, спуск запланирован на сентябрь. И к этому времени его налет составит 1110 суток, уточнил Харламов.
Да, в феврале Олег Кононенко обошел достижение своего коллеги Геннадия Падалки, который за пять экспедиций на орбиту набрал в сумме 878 суток 11 часов 29 минут 48 секунд.
Несколько месяцев назад Олег Дмитриевич принял командование Международной космической станцией. В годовой экспедиции он участвует вместе с еще одним российским космонавтом Николаем Чубом.
Надо понимать: все эти рекорды не ради рекордов. Почему космос точность любит? Так говорят не ради красного словца. Любой полет, независимо от длительности, не прогулка среди звезд. Космос априори агрессивен для человека: это и невесомость, и радиация, и безвоздушное пространство, и многое-многое другое. Если полет долговременный, организм элементарно отвыкает от гравитации…
Поэтому буквально каждая секунда пребывания в жесточайших условиях орбиты — это прежде всего здоровье космонавта. Его силы, возможности, резервы.
«Это не рекорд ради рекорда, — подчеркивает Михаил Харламов. — Мы четко понимаем, что за длительными полетами будущее. Поэтому важно накопление статистики. И по тому, как организм воспринимает такой полет, и как меры профилактики компенсируют негативное воздействие. Тут симбиоз задач».
За 1000 дней в космосе, в разных полетах и разных экипажах, Олегу Кононенко пришлось не раз выполнять то, чего никто и никогда еще не делал. Так, в декабре 2018 года именно он вместе с Сергеем Прокопьевым совершил беспрецедентный по сложности и риску выход в открытый космос: когда пришлось вскрывать внешнюю обшивку станции. На орбите это было впервые.
Напомним, 30 августа того года на МКС неожиданно упало давление. Причину нашли быстро — утечка воздуха в пристыкованном к МКС корабле «Союз МС-09». Воздух уходил через отверстие в два миллиметра в шпангоуте бытового отсека корабля. Космонавты отверстие заделали, герметичность станции восстановили. Но вопрос, откуда взялась дыра, оставался открытым.
Кононенко и Прокопьев вышли в открытый космос, чтобы получить пробы со злополучной дыры. На выполнение задачи им потребовалось 7,5 часа. То, что будет очень сложно и рискованно, понимали все.
«Поверхность пилотируемого корабля не предназначена для ремонтных работ в открытом космосе, там нет поручней, нет трасс перехода, нет никаких устройств для фиксации, — делился с корреспондентом «РГ» Олег Кононенко. — Для перехода и работы на «Союзе» мы использовали обе стрелы, наверное, это было впервые. Без их использования, нас бы ждал сложный и утомительный переход на руках к месту работы и обратно».
Переговоры космонавтов напоминали короткие сводки. «Меня всего надо держать, если я ножом начинаю работать, меня заносит», — в какой-то момент говорит Олег Кононенко. Каждое движение ножницами по металлу, которыми он пытался прорезать экранно-вакуумную теплоизоляцию бытового отсека, отталкивало космонавта от корабля… «Сердце кровью обливается: ножом и корабль», — не удержался от эмоций Олег, вспарывая теплоизоляцию…
К настоящему времени Олег Кононенко выполнил семь выходов в открытый космос суммарной продолжительностью 44 часа 30 минут. А какие эксперименты он проводил и проводит на орбите!
Кстати, он же впервые напечатал в космосе на биопринтере живой орган. И это тоже стало настоящей сенсацией. «При проведении первого сеанса эксперимента, который я выполнил в декабре 2018 года, была получена тканеинженерная конструкция хряща человека (хондросфер) и щитовидной железы крысы из клеток щитовидной железы животного, — говорил космонавт. — Если говорить строго научным языком, то впервые в мире в условиях невесомости методом магнитной левитационной сборки была успешно осуществлена формативная биофабрикация тканеинженерных конструкций. Исследование имеет неоспоримый мировой приоритет России, поскольку ранее подобные в условиях невесомости никем не проводились».
А недавно на российском сегменте МКС Кононенко провел уникальный космический эксперимент по 4D-биопринтингу. В результате будет отработана методика получения биоинженерных конструкций из комбинации синтетических материалов с памятью формы и биологических компонентов с помощью магнитной фабрикации методом 4D-биопринтинга.