По его словам, в ближайшие два года необходимо возвести недостающие дороги к туристическим маршрутам, обеспечить устойчивую связь и интернет, уделить внимание последней миле — участку, по которому туристы могли бы добраться до объектов притяжения. Вместе с тем, Общенациональная ассоциация Автомототуризма и караванинга просит Минэкономразвития перенести срок принятия региональных планов действий по концепции развития автотуризма, «Российская газета» ознакомилась с копией документа.
Региональные отделения Ассоциации, задействованные в помощи по разработке программ развития автотуризма, выражают серьезную обеспокоенность возможным низким уровнем подготовки аналитических материалов из-за сжатых сроков, данных на исполнение поручения.
«Во время майских праздников региональным министерствам поступило поручение создать соответствующую концепцию за две недели. Однако для качественного исполнения требуется аналитика, проработка вопросов взаимодействия с соседними регионами, так как затронута макротерритория», — делится с «Российской газетой» президент Общенациональной ассоциации автомототуризма и караванинга Сергей Лобарев.
Необходимо создавать новый востребованный туристский продукт, адаптированный к потребностям передвижения на индивидуальных или арендованных транспортных средствах различных видов. Для этого нужно органично интегрировать разработанные укрупненные мероприятия и предложения по развитию автомобильного туризма и межрегиональных маршрутов, а также количественных и качественных показателей в действующие программы развития туризма в регионе и в границах макротерриторий. Но перед этим регионы должны провести серьезную аналитическую работу, выделив из общего массива имеющейся статистической информации те данные, которые позволят оценить состояние, потенциал и перспективу развития автотуризма и караванинга в конкретной местности, добавляет он. Для решения этих задач представители ассоциации просят Минэкономразвития перенести сроки исполнения поручения до 20 августа 2024 года.
С этим также согласен председатель правления ассоциации «Безопасность туризма» Сергей Груздь. «Учитывая, что мы больше двух с половиной лет шли к этому, сейчас все мероприятия важно четко проработать, чтобы не делать лишнего, но также и не упустить из вида важнейшие аспекты автомототуризма», — отмечает он.
Важные задачи, по мнению главы ассоциации «Безопасность туризма», заключаются в обеспечении безопасности как при перемещениях, так и в местах ночлега или отдыха автотуристов. Безопасность инфраструктуры и придорожного сервиса задача межведомственная, она лежит в плоскости полномочий одновременно нескольких министерств, ведомств, региональных и муниципальных органов власти. Важно, чтобы эти вопросы были взаимоувязаны и проработаны, в связи с чем мы также присоединяемся к просьбе не торопить события, добавляет он.
«Сроки нужно поставить разумные и получить действительно глубокую проработку и согласование всех задач, особенно межведомственного характера», — поясняет глава ассоциации.
Сегодня Минэкономразвития совместно с регионами нужно создать основу для формирования туристических потоков по стране, делится в беседе с «РГ» депутат Госдумы, заместитель председателя комитета по туризму и развитию туристической инфраструктуры Наталья Костенко. Сейчас туристы едут в одну, две, три точки, из-за чего популярные направления, такие как Краснодарский край или Байкал, переполнены путешественниками. В то же время, по стране каждый год возникают новые точки притяжения, о которых туристы не знают, поэтому надо направить потоки туда, где эти инфраструктурные предложения для туристов формируются за счет средств грантов Минэкономразвития, регионов и других государственных программ, добавляет она.
«С помощью автотуризма нам нужно запустить потоки в менее популярные для граждан регионы России. Это позволит более эффективно использовать все ресурсы, вкладываемые государством в развитие регионов по разным направлениям», — отмечает Наталья Костенко.
Такая реализация концепции поможет создать на новых туристических направлениях рабочие места для местных жителей, а также снизить стоимость отдыха для путешествующих россиян за счет охлаждения цен и снижения спроса на перегретых популярных направлениях. Решение этого вопроса, безусловно, невозможно без участия экспертных сообществ, которые могут оценить привлекательность тех или иных регионов с точки зрения обеспечения потребностей путешественников, уточнила она.
Глава ассоциации Автомототуризма отмечает, что также должна быть переосмыслена работа по созданию национальных маршрутов, поскольку в настоящее время они доступны только для организованных туристов на автобусах, а это всего 15% от общего количества самостоятельных путешественников. Кроме того, необходимо обеспечить безопасность и интернет на маршрутах, построить или реконструировать региональные дороги к объектам притяжения, — так называемый последний километр. Также необходимо обеспечить безопасные парковочные пространства недалеко от бассейнов, пляжей, соборов, храмов, музеев, заказников и особо охраняемых территорий.
«Выезжающие в самостоятельное путешествие граждане должны знать, что в этих местах им будет обеспечена безопасность, сохранность имущества и транспортных средств», — добавляет он.
Таким образом, список задач, которые регионы должны учесть в своих действиях в рамках реализации концепции, обширен, при этом в каждой местности будут свои нюансы. Для подготовки таких аналитических материалов регионам нужно больше времени, отмечает Сергей Лобарев.
Сейчас появилось два варианта развития направления: технократы, выступающие за создание скоростных трасс и МФЗ на них, и представители автотуризма, добавляет он. Последние считают нецелесообразным вкладывать миллиарды в МФЗ без экспертной оценки и определения процесса формирования инфраструктуры для автотуризма, а также выработки соответствующей методологии. Более актуальны сейчас вопросы установки указателей и создания развязок к объектам притяжения именно для самостоятельных туристов, считает глава ассоциации.