С троими из них корреспондент «РГ» побеседовал на тему: что бы они посоветовали посмотреть москвичам в городе?
Ах Арбат, мой Арбат
Визитная карточка: Мария Сурвилло, выпускница факультета журналистики МГУ, москвовед, экскурсовод
Мария, а вы на лето куда уезжаете?
Мария Сурвилло: Никуда, вот уже много лет. Считаю, что лето у нас — лучшее время для прогулок, для того, чтобы посидеть у реки, пройти наконец по набережным и паркам. Теплая пора быстро проходит. Нужно успеть побыть наедине с Москвой.
У вас одна из любимых экскурсий по Арбату. Но более известной достопримечательности, наверное, и нет. А вы зовете туда экскурсантов на целый день! Чем же можете удивить?
Мария Сурвилло: Да, этот маршрут у меня начинается в 10 часов утра и завершается в 16.00. Свой рассказ я обычно сопровождаю показом документов, фотографий. Мало кто знает, что во время Великой Отечественной войны на Арбат упало несколько бомб, и одна из них совершенно разрушила Театр им. Вахтангова. Еще одна выбила несколько окон в доме Мельникова. Теперь, гуляя по всегда праздничной и шумной улице, в это трудно представить. А знаете ли вы, что есть на Арбате и свои рыцари? Многие их видели на углу с Плотниковым переулком на доме, построенном Валентином Дубовским. Но не все знают, что рыцари исполняют желания. Арбатские дети в это свято верят. Утверждают: нужно только внимательно смотреть на рыцарей и дождаться, пока один из них пошевелится. Приходите! Я расскажу еще о многом.
Мария Сурвилло: У деревянного дома, построенного после пожаров 1812 года в Малом Власьевском переулке. Фото: Сергей Михеев / РГ
В стороне от туристических троп
Визитная карточка: Денис Дроздов, выпускник Литинститута им. Горького, 10 лет водит экскурсии по Москве. Автор книг «Большая Ордынка. Прогулка по Замоскворечью» и других. Дипломант престижной Бунинской премии «За значительный вклад в развитие москвоведения». Основатель и руководитель клуба пешеходных экскурсий «Шагаю по Москве».
Денис, а вы куда бы посоветовали отправиться москвичам во время отпуска в родном городе?
Денис Дроздов: Предложил бы сойти с нахоженных туристских троп. Пойти, например, по московским дворикам. За знакомыми фасадами можно обнаружить палаты XVII века с изразцами и «орлеными» кирпичами, виноградники в частных садах, солнечные часы XVIII столетия, колесоотбойные тумбы, люки «Мюръ и Мерилизъ» и многие другие артефакты. Это «зазеркалье» Москвы завораживает и словно переносит на 100, 200 и даже больше лет назад. За сталинскими многоэтажками порой скрываются чудом уцелевшие усадьбы — осколки дореволюционной Москвы. А еще у нас сохранились целые системы проходных дворов. По ним можно долго идти, не выходя на дорогу. Как, например, от двора дома на Большой Ордынке, 27, через храм Николы в Пыжах до Малой Ордынки, 5, и далее до Голиковского переулка, где входишь в арку дома N 7 и через еще один двор до Пятницкой. Возле 37-го дома — снова во двор и до Новокузнецкой… Там под арку тринадцатого дома и далее по Большой Татарской… Вот так, нагулявшись, мои экскурсанты иногда говорят: «Как за границей побывали!»
Откуда лучше всего смотреть на Москву?
Денис Дроздов: По мне лучший вид на Кремль, например, открывается с Патриаршего моста. А гуляя по Плющихе, дойдите до Ростовской набережной и полюбуйтесь Москвой-рекой, Киевским вокзалом, Бородинским мостом и даже вдалеке тучерезами Москва-Сити. Из высокого дворика церкви Владимира в Старых Садех часами, забыв о времени, можно смотреть на улицу Забелина и Ивановский монастырь. В Замоскворечье стоит подняться на колокольню храма Воскресения Христова в Кадашах и попробовать самому позвонить в колокол.
А любителям чтения куда лучше всего сходить?
Денис Дроздов: Конечно же, по следам литературных героев. Поклонникам творчества Михаила Булгакова будет интересно сходить в Дом драматурга и литератора в Лаврушинском переулке, квартиру в котором громила Маргарита. Особняки, в которых жили «Самсонсилычи» и «Истукайлупычи» из пьес Островского, до сих пор украшают Пятницкую улицу. Уже несколько десятилетий самая популярная книга о столице — «Москва и москвичи» Гиляровского. Здания, где располагались ресторан «Эрмитаж», парикмахерская «Базиль» и ночлежки Хитрова рынка, сохранились до наших дней — в них можно побывать и представить себе, как это было тогда.
Денис Дроздов: На улице Забелина, откуда открывается великолепный вид на город. Фото: Сергей Куксин / РГ
Тайны «Яра», подземки и другие
Визитная карточка: Валерия Бычук-Комлева. Имеет более 200 маршрутов по Москве и Подмосковью. Член Ассоциации гидов-переводчиков, экскурсо- водов и турменеджеров. Гид-сопровождающий автобусного туризма по Европе. Экскурсионное лицо Московского метрополитена и Россотрудничества.
Валерия, все москвичи ездят на метро. Что нового можете им открыть вы, предлагая спуститься под землю уже на экскурсию?
Валерия Бычук-Комлева: Очень многое даже во время одной прогулки. Показать и рассказать, кто и когда создал витражное стекло подземных дворцов, драгоценные многоцветные мозаики, древние морские окаменелости и легендарные «живые» скульптуры. Могу приоткрыть тайны знаменитых станций-призраков: «Суворовской», строительство которой между станциями «Проспект Мира» и «Новослободская» сейчас возрождается, «Троице-Лыково», превратившейся в техническую платформу, «Спартак», которая скрывалась под проектными названиями «Волоколамская» и «Аэрополе»…
Валерия Бычук-Комлева: Возле витрины Аукционного дома, прежде располагавшейся в отеле «Советский». Фото: Сергей Михеев/РГ
Вы водите экскурсии и по легендарному московскому ресторану «Яръ», и некогда самой респектабельной столичной гостинице «Советская»… Чем они интересны?
Валерия Бычук-Комлева: «Яръ» ошеломляет своим сохранившимся историческим убранством. Своей пятнадцатиметровой высотой подкупольного пространства Большого зала, венецианскими зеркалами, виртуозной имитацией каменной отделки… Глядя на все это, как-то становится легче представить нюансы столичной светской жизни конца XIX — начала XX веков. Не меньше поражают воображение помещения отеля «Советский» диковинностью выбранных для отделки материалов — белый челябинский мрамор, эффектные люстры, колонны, фресковые росписи потолочной зоны последнего этажа. Интерьеры этой гостиницы — гениальная работа народного архитектора СССР Иосифа Ловейко. Неудивительно, что при изобилии в Москве отелей именно в «Советской» в разные времена селились Маргарет Тэтчер и Элизабет Тейлор, Чак Норрис и Арнольд Шварценеггер, Бельмондо и Мирей Матье, Пьер Карден и Марина Влади…
Там, говорят, сохранились и сталинские апартаменты…
Валерия Бычук-Комлева: Да, тоже весьма любопытные помещения. Чего стоят, например, лишь женские спинки в лепнине потолка спальни, балконы в каждой комнате и даже в ванной.