Малый бизнес способен восстанавливаться после самых трудных испытаний
Малый бизнес действительно находится на подъеме?
Александр Чепуренко: Да, это устойчивый тренд. Судя по данным и других исследований — например, Лонгитюда малого бизнеса ФОМ, — малое предпринимательство восстанавливается. Так, в I квартале этого года о том, что прошлый, 2023 год стал для их бизнеса более успешным, чем 2022 год, сказали 38 процентов (+7 п. п. к I кварталу 2023 года), а менее успешным его признали 28 процентов (-9 п. п.), что практически соответствует оценкам 2021 года — тогда малый бизнес как раз восстанавливался после первых тяжелейших потрясений, связанных с пандемией коронавируса. Такова уж природа малого бизнеса — он, как ванька-встанька, способен восстанавливаться после самых трудных испытаний.
Экперты отмечают повышение делового оптимизма у малых и средних предпринимателей. Согласно индексу RSBI, роста выручки ждет максимальная за все время наблюдений доля предприятий МСП — 43 процента. В какой мере эти ожидания связаны с прогрессирующей инфляцией, то есть, попросту говоря, с ростом цен?
Александр Чепуренко: На этот вопрос трудно ответить однозначно, в голову респондентам не залезешь. Полагаю, инфляционный эффект также прослеживается, но в целом, скорее всего, владельцы малого бизнеса, который преимущественно работает с домохозяйствами, ориентируются на рост денежных доходов потенциальных потребителей. А он в 2023 году происходил у определенных категорий населения — работников ряда предприятий промышленности, например.
Доктор экономических наук Александр Чепуренко. Фото: Высшая школа экономики
Кадровый потенциал малого бизнеса — это прежде всего выпускники СПТУ
О расширении штата в марте сообщили 18 процентов предпринимателей. Это тоже рекордный показатель. Как выглядит сегодня кадровый потенциал МСП?
Александр Чепуренко: Вот этот момент точнее всего говорит о том, что владельцы малого бизнеса ориентируются на рост спроса на свои товары и услуги, а не только на инфляционный рост цен на них. Иначе штат не расширяли бы. Особенно в нынешних условиях, когда кадровый голод (в российской экономике, по некоторым оценкам, не хватает сейчас до 5 млн работников) заставляет идти на повышение заработной платы. Кадровый потенциал малого бизнеса, то есть те группы, которые могут войти в состав его работников, — это прежде всего выпускники СПТУ, а также ряд категорий взрослого населения, которые по тем или иным причинам не хотят или не могут найти применения на крупных предприятиях: пожилые работники, молодые мамы, нуждающиеся в сокращенном или гибком рабочем дне. Конечно, перспективы повышения производительности труда в малом и среднем предпринимательстве связаны главным образом с получившими специальную подготовку молодыми кадрами. Система среднего профессионального образования в крупных городах в последние годы явно испытывает приток вчерашних школьников, поступление в СПТУ или колледж перестало считаться непрестижным выбором.
С чем устойчиво положительное значение индекса RSBI сейчас связано?
Александр Чепуренко: Прежде всего — с сохранением острой необходимости насытить российский внутренний рынок. Малый и средний бизнес в силу своей большей гибкости и меньшей заметности легче адаптируется к санкционному режиму и играет активную роль в параллельном импорте в Россию целого ряда видов товаров и услуг для населения. В какой-то мере он и сам становится производителем соответствующих товаров и поставщиком услуг, заполняя освободившиеся ниши, а также выступает субподрядчиком у более крупных структур, участвуя уже не просто в параллельном импорте, но и в импортозамещении.
Впрочем, здесь я бы роль малого бизнеса не преувеличивал. Хотя в определенных нишах он может выступить в роли поставщика на отечественный рынок собственных продуктов, следует понимать естественные границы возможностей данного сектора. А они определяются его объективными показателями: подавляющее большинство субъектов МСП — это микропредприятия с 3-5 занятыми, производительность труда на таких предприятиях, как правило, в десятки раз ниже, чем на среднем или крупном производстве, где есть возможность применять современное оборудование и передовые технологии. А значит, продукция такого микропредприятия будет по определению дорогой.
Какую роль в укреплении этого сектора экономики сыграли меры поддержки со стороны государства и какую — другие факторы?
Александр Чепуренко: В 2023-2024 годах государство предприняло ряд шагов по поддержке сектора малого бизнеса. Самые распространенные среди них — предоставление субсидий и грантов, льготы по налогам, мораторий на проведение проверок бизнеса, информационная поддержка. Часть из них была продолжением мер, которые были введены еще в период пандемии. Нужно сказать, что в 2021-2022 годах охват сектора малого бизнеса мерами господдержки впервые за почти 30 лет осуществления такой политики в РФ стал значимым: некоторыми мерами поддержки смогли воспользоваться уже не единицы, а десятки процентов субъектов МСП.
Важно в последние годы также то, что государство создает цифровые платформы для продвижения информации и сбора запросов на предоставление различных видов поддержки: сегодня ничего не знает о мерах господдержки только тот предприниматель, который и не хочет об этом ничего знать, — например, потому что в принципе не доверяет государству и не ждет от него «пряников». Таких, кстати, довольно много среди владельцев малого бизнеса. Поэтому, в том числе и с учетом этого укоренившегося недоверия к государству, говорить о том, что именно государственная поддержка сыграла основную роль в восстановлении малого предпринимательства, значило бы сильно упрощать ситуацию. Вообще бизнес потому и бизнес, что не ждет ни от кого подарков и сам способен «вытащить себя за волосы» из болота любого кризиса.
Предоставление кредитной поддержки малому и среднему предпринимательству позволило смягчить эффект от резкого ужесточения денежно-кредитной политики в марте 2022 года. Какое-то время стоимость кредита для МСП по льготным программам была ниже, чем ключевая ставка. А как сейчас? Какие банковские ставки сейчас по госпрограммам поддержки малого и среднего бизнеса и насколько они отличаются от среднерыночных?
Александр Чепуренко: В 2024 году коммерческие банки продолжают выдавать льготные кредиты для поддержки МСП по трем федеральным программам — «1764», ПСК и ПСК + «1764». Кредиты на специальных условиях могут взять юрлица, ИП, а в некоторых случаях даже самозанятые. По постановлению правительства N 1764 о субсидировании кредитования для субъектов МСП ставка составляет от 13,5 процента до 15,75 процента в зависимости от категории предприятия и срока; по ПСК, т.е. для средних предприятий — от 18 до 19 процентов на срок до 3 лет, по ПСК + «1764» (в этой программе могут поучаствовать МСП в ряде приоритетных видов деятельности) — от 7,5 до 9 процентов годовых на срок до 3 лет. При нынешней учетной ставке ЦБ в 16 процентов это весьма дешевые, льготные деньги.
Какие услуги и банковские продукты сейчас наиболее востребованы малым и средним бизнесом?
Александр Чепуренко: Самыми популярными у клиентов являются услуги по удаленному банкингу (банковские приложения в смартфоне позволяют общаться с банком удобно, в любое время, без посещения офиса) и так называемые зарплатные проекты, т.е. услуга для предприятий и ИП по автоматическому зачислению заработной и других выплат (командировочных, премий) на карты сотрудников. Это экономит массу времени у небольшой бухгалтерии даже среднего предприятия, не говоря уже о малом бизнесе. Если же говорить о кредитах, то это далеко не самый востребованный продукт — кредитами пользуются порядка 8-10 процентов малых предприятий. Дело опять-таки в самой природе малого бизнеса: он почти никогда не имеет приемлемого для банков ликвидного залогового обеспечения и чаще всего не испытывает потребности в значительных объемах кредитов, так как обычно имеет своей целью не рост и расширение бизнеса, а функционирование в уже сложившемся масштабе.
Какие отрасли малого и среднего бизнеса развиваются устойчиво, а в каких вы видите наибольшие трудности?
Александр Чепуренко: Согласно данным банка «Точка» и платформы онлайн-рекрутинга hh.ru, к числу самых быстрорастущих отраслей малого и среднего бизнеса в России в 2023 году относились интернет-торговля (она растет еще со времен пандемии), реклама (рост продаж требует соответствующих усилий), внутренний туризм (переключение спроса массового потребителя на внутренние возможности для путешествий и отдыха). А наибольшие трудности испытывали малый бизнес в телекоммуникационной отрасли, медицине, культуре, т.е. те виды деятельности, в которых нужны либо весьма значительные вложения в основной капитал, либо устойчивый рост доходов соответствующей группы потребителей.
Бизнес потому и бизнес, что не ждет ни от кого подарков и сам способен «вытащить себя за волосы» из болота любого кризиса
В базовом сценарии Национального рейтингового агентства (НРА) совокупный оборот малых и средних предприятий в реальном выражении может восстановиться до уровня 2019 года только к 2026 году. Судя по тому, как устойчиво МСП идет в рост, сценарий НРА уже устаревает?
Александр Чепуренко: С одной стороны, это так. Восстановление явно происходит быстрее ожиданий. После довольно заметного спада в первой половине 2022 года начался «отскок» — освоение новых рынков, связанное с этим выстраивание новых логистических цепочек, цифровизация продаж и сбыта. С другой стороны, общие темпы роста российской экономики, которые прогнозируются на ближайшие годы как правительством и отечественными экономистами, так и международными организациями, высокими назвать нельзя. С учетом значительной зависимости ситуации в малом и среднем предпринимательстве в первую очередь от роста доходов населения и во вторую — от заказов со стороны более крупных компаний, для устойчивого роста оборота в данном секторе нужны масштабные изменения в структуре экономики, а главное — стабильность и предсказуемость общей ситуации.
Справка «РГ»
Александр Чепуренко, доктор экономических наук. Родился в 1954 г. в Москве. Окончил экономический факультет МГУ в 1977 г. С 1991 по 2004 г. — один из руководителей Российского независимого института социальных и национальных проблем, с 2004 г. — профессор факультета (затем — департамента) социологии Высшей школы экономики и одновременно главный научный сотрудник Института социологии РАН. Один из ведущих отечественных специалистов в области исследований предпринимательства и малого бизнеса, неоднократно выступал в массовой печати по проблемам российского предпринимательства и политики в отношении малого бизнеса. Много публикуется по проблемам трансформации постсоветских обществ и роли в ней предпринимательства.