Бикини Селезнёвой — 1965 год
Если кто-то и мог внедрять революционные изменения в гардероб советских актрис, то это Леонид Гайдай. И не потому, что у него были связи в ЦК КПСС, а потому, что смех обезоруживает. Возмущение зрителей просто перекрывается волной позитива. В фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» Наталья Селезнёва устроила стриптиз, но говорили об этом тогда с улыбкой. Ну кто мог обвинить самого доброго и простодушного персонажа советского кино Шурика, которого так гениально сыграл Александр Демьяненко, в похоти? Гайдаю и всем его актёрам такое хулиганство сошло с рук, и прецедент был создан! Показывать на экранах СССР открытые женские купальники под названием бикини с того момента было негласно разрешено.
Декольте Вертинской — 1961 год
Актриса Анастасия Вертинская невольно пролоббировала в СССР декольте. Фото © «Человек-амфибия», режиссёры Владимир Чеботарёв, Геннадий Казанский, сценаристы Акиба Гольбурт, Алексей Каплер, Александр Ксенофонтов / Kinopoisk
«Человек-амфибия» — одна из самых экзотических картин 60-х. Фильм как будто снимали не в СССР и не для СССР. Анастасия Вертинская была несовершеннолетней, играя роль Гуттиэре. Когда фильм вышел на экраны, критики, как морские дьяволы, набросились на девушку: претензии были связаны с тем, что она слишком часто появляется в кадре в купальнике, а ещё чаще меняет платья. И уж совсем вызывающим стало её декольте. Это был разрыв! Сочетание знойной красоты актрисы и её страстной игры сделали своё дело: Анастасия Вертинская стала секс-символом советского кино. Да, декольте было оружием и для Любови Орловой, но именно благодаря Вертинской открылись эти «шлюзы сексуальности» для других режиссёров.
Шорты в «Три плюс два» — 1963 год
Мужчины в шортах до выхода фильма «Три плюс два» в советском кино если и появлялись, то невнятно. Здесь же загорелые ноги Андрея Миронова, Евгения Жарикова и Геннадия Нилова произвели на женщин СССР не меньший эффект, чем купальники Натальи Кустинской и Натальи Фатеевой на мужскую аудиторию. Да, народ носил шорты на курортах Советского Союза, но так, чтобы в кино… Это была маленькая революция. Именно шорты поспособствовали превращению Андрея Миронова в мужской секс-символ того времени. Удивительно, но ещё за пару лет до выхода на экраны культовой комедии за шорты на улице могли оштрафовать.
Мини Светличной — 1969 год
Бикини Селезнёвой было прорывом, но зелёный купальник и платье мини Светланы Светличной застолбили за Гайдаем звание лучшего знатока сексуальных фантазий советского зрителя. «Бриллиантовую руку» он уже снимал без оглядки на цензуру. Как результат, выстрел Светличной в самом эротичном эпизоде советского кинематографа сражал советского зрителя наповал. Причём сделано это было без покушения на мораль. Светличная играла злодейку без перламутровых пуговиц, а герой Никулина отчаянно и искренне раскаялся, да и вина его была сомнительна. И, пожалуй, такого сочувствия и уважения, которое вызывала жена Горбункова (Нина Гребешкова), добивалась мало какая актриса. Тем не менее понятие мини с тех пор перестало быть запретным как для платьев, так и для юбок. Их уже носили все, но для кино это была бомба.
Брюки клёш Ахеджаковой — 1977 год
Клёши и раньше появлялись на советских актёрах, особенно на молодых, играющих старшеклассников, но вот женский образ застолбила Лия Ахеджакова в шедевре Эльдара Рязанова. Секретарша Калугиной Верочка гениально сыграла советскую модницу-колодницу. Она настолько убедительно выносила свои вердикты о том, какой наряд сейчас надо носить, что, нет сомнений, появись «Модный приговор» в 70-е, его главным судьёй стала бы именно Лия Меджидовна. Как на ней сидели брюки клёш! Разве скажешь, что она ростом всего полтора метра? Это был мощный сигнал для советских зрительниц и других кинодеятелей. Мужчины такую женщину не пропускают!
Для комментирования авторизуйтесь!