Введение в контекст
Начать с того, что в том или ином виде в экспозицию вошло около тысячи фондовых предметов. И только небольшую часть из них музей показывает традиционно, в виде картины в раме на стене. Для показа всего остального задействованы самые разные, иногда неожиданные мультимедиа-приемы.
Но это вовсе не «множество ради множества». Все сделано для максимально эффективной (и эффектной, не без того) подачи! Авторы выставки поставили перед собой сложную задачу: не воспроизводить буквально и «серийно» виды заповедных мест, не перегружать посетителя строфами из Пушкина и уж тем более не диктовать гостю ответ на банально-вульгарный вопрос «что этим хотел сказать автор?» Ведь для современного зрителя куда важнее «вхождение в контекст».
«Главным действующим лицом» новой выставки не случайно сделали природу. Ландшафт всеми силами стремятся сохранить таким, каким его видел Александр Сергеевич. Фото: Наталья Алексеева
Прогулки по лабиринтам
«Главным действующим лицом» новой выставки не случайно сделали природу. Ландшафт в «Михайловском» — непереоценимо важная составляющая экспозиционного пространства. Ландшафт всеми силами стремятся сохранить таким, каким его видел Александр Сергеевич. И всегда объясняют гостям: именно природа является главным источником вдохновения для творцов как в прошлые столетия, так и в наше время.
На новой выставке посетителям предлагают совершить своего рода путешествие по многоликому пушкинскому пейзажу в разное время суток и в разные времена года. Но какое же это необычное путешествие!
Часть экспозиции предполагается время от времени менять. Так что для гостя, через какое-то время посетившего «Эмоции природы…» и во второй, и в третий раз, выставка во многом снова окажется новой. Фото: Наталья Алексеева
Так, например, в зале «Один пейзаж — разное настроение» авторы замыслили своего рода «лабиринт гиперссылок», систему художественных метасвязей. В один условный блок включено всего несколько произведений изобразительного искусства (3-6 полотен, или, если показана графика, то чуть больше, — в зависимости от размера листов). Это работы, запечатлевшие одну и ту же локацию, но разные по настроению, сюжету, цветовой гамме, технике, времени создания, авторской манере. При этом они обязательно «откомментированы» несколькими цитатами из произведений Пушкина и классической музыкой.
Очень важно, что эту часть экспозиции музейщики предполагают время от времени менять. Такое вполне возможно, потому что выставка не предполагает какого-либо «сюжета». Так что для гостя, через какое-то время посетившего «Эмоции природы…» и во второй, и в третий раз, выставка во многом снова окажется новой.
На выставке гости из специальных карточек могут «собрать букет», и тотчас же на экране, расположенном рядом с подставкой-«вазой», узнать, что бы сообщила растительная записка, будь это «тайное послание» отправлено особе, живущей в пушкинское время. Фото: Наталья Алексеева
А за-а-апах!..
Структуру выставки, не скрывают ее авторы, во многом им «продиктовала» сама анфилада выставочных залов в Научно-культурном центре музея. Это одно из наиболее интересных экспозиционных пространств Пушкинского Заповедника. Недаром здесь всегда разворачивали наиболее масштабные показы: от большущих, подробных, в несколько сотен картин, выставок «Первое впечатление» по итогам летних практик студентов Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина до уникального показа «Возрождение утраченного», когда гигантские фрагменты подкупольных фресок Исаакиевского собора можно было увидеть буквально на расстоянии вытянутой руки.
Все без исключения проектные решения новой экспозиции и материалы, представленные на выставке, могут стать великолепным учебным материалом для учащихся специализированных школ искусств, художественного творчества, музыки. Фото: Наталья Алексеева
Теперь же четыре зала анфилады — это четыре раздела новой выставки. Первый из них — «Пушкин и эмоции» — рассказывает о «взаимоотношениях» Пушкина и природы, знакомит посетителей с наиболее чувственными строками поэта о природе.
Второй зал — «Эмоции и чувства природы». На языке специалистов он «…представляет собой так называемую зону погружения», то есть место, где посетитель может почувствовать себя наедине с природой, услышать ее звуки и даже запахи! Для последнего в зале перед экспозиционными витринами установлены специальные озонаторы, ароматы для которых были специально разработаны профессиональным парфюмером. Устроено все так, что и звуки, и запахи распространяются только на небольшой участок пространства, на «пятачок», где стоит посетитель, а гость около соседней витрины их и не почувствует.
А еще в этом же зале на специальный светящийся экран со знаменитой гравюрой, выполненной по рисунку псковского землемера Иванова 1837 года, можно спроектировать фигурки, изображающие крестьян пушкинского времени, одетых в соответствии с сезоном, который «стоит на дворе». И ведь фигурки эти даже движутся!..
Именно природа является главным источником вдохновения для творцов как в прошлые столетия, так и в наше время. Фото: Наталья Алексеева
«Я так вижу!»
Но самое интересное и необычное, конечно, это игровые механики. По большей части они собраны в последнем, четвертом зале, но «разбросаны» и в трех первых.
Среди игровых, но в то же время и весьма познавательных «затей», есть, например, слегка стилизованный под старину столик. Здесь гость из специальных карточек сможет «собрать букет», и тотчас же на экране, расположенном рядом с подставкой-«вазой», узнать, что бы сообщила его растительная записка, будь это «тайное послание» отправлено особе, живущей в пушкинское время. Замечательнее всего здесь то, что многие из цветов и трав, изображенных на пластиковых плакетках, посетитель выставки уже мог встретить во время своей реальной прогулки по паркам Михайловского, Тригорского и Петровского.
Площадь анфилада выставочных залов, где развернута новая выставка, составляет 230 кв. м. Фото: Наталья Алексеева
Есть в экспозиции и оборудование, позволяющее посетителю создать свою мелодию по впечатлениям, полученным от посещения музеев-усадеб. Или проверить, насколько его художественное восприятие «Михайловского» совпало с пресловутым «Я так вижу!» от именитых живописцев и графиков. Для этого из различных красочных пятен нужно собрать «палитру собственного настроения». После того, как все нужные оттенки будут выбраны и одним кликом отправлены в «цифровой мозг» игровой механики, на стекле появится репродукция полотна или графического листа, наиболее близкого по тону с настроением играющего. Машина выберет его более чем из шестисот введенных в нее изображений.
На новой выставке посетителям предлагают совершить своего рода путешествие по многоликому пушкинскому пейзажу в разное время суток и в разные времена года. Фото: Наталья Алексеева
А под корнями огромного дуба, который теперь «растет» в самом центре анфилады выставочных залов… Впрочем, приезжайте — сами все узнаете!
Только факты
- Все без исключения проектные решения новой экспозиции и материалы, представленные на выставке, могут стать великолепным учебным материалом для учащихся специализированных школ искусств, художественного творчества, музыки. «Эмоции природы…» станут замечательным подспорьем для учителей, обучающих детей и подростков литературе, мировой художественной культуре, etc. Не удивительно, поэтому, что новую выставку музейщики уже в ближайшее время планируют включить в программу «Пушкинская карта».
- Площадь анфилада выставочных залов, где развернута новая выставка, составляет без малого 230 кв. м.
- Выставочный проект «Эмоции природы. Природа эмоций» в Государственном музее-заповеднике А.С. Пушкина «Михайловское» разработан и создан в полном соответствии с Указом президента Российской Федерации «О 225-летии со дня рождения А.С. Пушкина» и планом мероприятий по подготовке и проведению юбилейных празднований, утвержденным распоряжением Правительства РФ.
Прямая речь
«Чтобы познакомиться с выставкой сколько-нибудь подробно, посетителю понадобится несколько часов — так много она предоставляет и готового художественного материала, и, одновременно с ним, творческих заданий», — руководитель отдела экспозиционной и выставочной деятельности Пушкинского Заповедника Александр Иванов.