Как отметил в беседе с «РГ» руководитель проекта НИФИ Минфина России «Моифинансы.РФ» Михаил Сергейчик, базовые навыки обращения с финансами необходимо прививать ребенку через простые и понятные ему вещи. Эффективный способ научить считать свои деньги, планировать траты и копить — это выделять карманные деньги, считает он.
«Первые личные финансы у ребенка появляются обычно в начальной школе (на перекусы, транспорт и мелкие расходы). Начинать лучше с наличных — так расходование денег визуально понятнее. Важно не ругать за неразумные расходы, а совместно обсуждать, куда именно «утекли» деньги и как в будущем их можно потратить разумнее. И, напротив, хвалить за взвешенные финансовые решения», — подчеркнул Сергейчик.
Не во всех семьях принято говорить с детьми о финансах. Тем не менее, с 6-7 лет маленькому человеку уже полезно узнать о базовых вещах из мира финансов: откуда берутся деньги и как их правильно потратить, как достигать поставленной финансовой цели, считает эксперт.
Согласно данным опроса «Сравни.ру», почти половина опрошенных (45%) признала, что регулярно говорит с детьми о финансовой грамотности. Еще треть респондентов (32%) обсуждает тему финансов с детьми от случая к случаю, 8% делают это крайне редко и 15% — никогда. При этом более половины опрошенных (55%) учат детей финансовой грамотности с помощью советов по обращению с деньгами. Еще 14% рассказали, что вовлекают детей в процесс покупок, 5% играют с детьми в экономические игры и 2% рассказывают о принципах предпринимательства. 24% отметили, что специально не учат ребенка финансовой грамотности, но готовы ответить на вопросы, если они возникнут.
Кроме того, ровно половина респондентов отметила, что регулярно дает детям деньги на карманные расходы. 31% дает детям деньги иногда, 8% — крайне редко, а 11% не дают вообще. При этом 37% опрошенных указали, что их дети откладывают карманные деньги ради крупных покупок. Дети 31% опрошенных тратят деньги на покупку сладостей, 11% — на школьные расходы и питание, 4% — на оплату доступа к онлайн-ресурсам. И лишь 17% респондентов не отслеживают траты ребенка.
Также в исследовании отмечается, что 56% опрошенных сообщили, что их дети по-прежнему копят деньги в обычной копилке, 24% — что ребенок копит на банковском счете или депозите. Еще 20% респондентов «Сравни» отметили, что их дети не откладывают средства. Однако, если речь идет о взаимодействии с банковскими картами, родителям также необходимо взять на контроль этот вопрос. По мнению Сергейчика, на первое время родителю лучше ограничить детскую карту в возможности сторонних переводов и по платежам в интернете. Эксперт отметил, что перед использованием карты важно обучить ребенка базовым правилам безопасности и рассказать о возможных последствиях их несоблюдения: какие данные должны быть под секретом и что делать при потере или краже карты.
Эксперты уверены, что родители — лучший помощники для своих детей в освоении финграмотности. Это помогает сформировать установки разумного обращения с деньгами у детей. Директор по риск-методологии и дата-аналитике Объединенного Кредитного Бюро Николай Филиппов рассказал «РГ», что востребованность кредитных историй растет — и это со всей очевидностью доказывает, что финансовая грамотность россиян повышается. Так, если в начале 2021 года в ОКБ за кредитным отчетом в месяц обращалось порядка 300 тыс. человек, то в 2023 году число получающих кредитный отчет в месяц увеличилось почти в 2,5 раза и составило более 700 тыс. человек. В ОКБ отметили, что эти цифры указывают на рост осознания россиянами важности кредитной и, соответственно, финансовой грамотности.
Эксперты уверены, что совместное обсуждение родителей и детей мелких финансовых решений поможет ребенку научиться принимать взвешенные решения и в будущем знать цену деньгам. Будь то планирование покупок, походы в магазин, обсуждение причин повременить с желанной покупкой или составление плана по достижению первой небольшой цели — это все позволит малышу оценить первый результат своих усилий по сбережению личных денег. А эффективность таких обучающих ситуаций и диалогов в области финграмотности напрямую зависит от компетентности родителя в вопросах обращения с деньгами.