С 28 по 31 мая 2024 года в Москве проходила главная выставка строительной техники и технологии в России «СТТ ЭКСПО». В этом году она отличалась возросшим числом участников и насыщенной деловой программой.
31 мая «Строительная газета» провела круглый стол по актуальной проблематике: «Влияние развития строительной техники на отрасль в условиях импортозамещения». В ходе оживленных дискуссий были высказаны мнения по перспективам развития рынка, применению новых технологий, а также по возможностям расширения производства и улучшения качества продукции.
Генеральный директор «Спецавтопром» Денис Кудрявцев в своем докладе отметил, на российском рынке автомобилей со сроком эксплуатации менее 5 лет всего 17%, 6-9 лет – 15%, а старше 10 лет – 68%. Поэтому потребности рынка будут со временем расти с выводом из эксплуатации старых автомобилей. «Увеличение объема рынка в первую очередь связано с реализацией ряда национальных проектов и федеральных программ, — подчеркнул он, — и, к сожалению, удовлетворяется активным ввозом китайских машин и шасси».
«Высокое качество дешевым быть не может, — акцентировал спикер, — качественные материалы позволят служить технике, а низкоуглеродистые стали сокращают жизненный цикл машины».
Исполнительный директор «Ассоциация Импортеров и Производителей Спецтехники» Инна Михалко выступила по вопросу «Утилизационный сбор и важность импортеров в больших стройках обозначенных президентом РФ». Она отметила, что на фоне высоких темпов строительства, роста спроса на спецтехнику, изменения геополитической ситуации как импортеры, так и отечественные производители начиная с 2022 года столкнулись с необходимостью срочной адаптации к новым условиям — стремительному наращиванию темпов производства, поиску новых поставщиков, переориентации на рынок Юго-Восточной Азии.
Проводимые государством мероприятия по импортозамещению имеют положительный эффект: доля отечественной спецтехники на рынке стабильно растет. Но вместе с тем зависимость от импортной составляющей остается достаточно высокой. Процесс замещения продукции из недружественных стран поставками из других стран превалирует над процессом импортозамешения, доля импортной продукции среди дорожно-строительной техники составляет около 70%. Решающую роль в данной ситуации, по мнению спикера, играет сбалансированная система мер государственной поддержки производства спецтехники и государственного регулирования импорта.
Заместитель генерального директора «Завод Стройтехника» Дмитрий Баженов выступил с анализом инновационных разработок «РИФЕЙ» для промышленного и гражданского строительства. Спикер поделился новинками производства последних лет – автоматизированными комплексами и полуавтоматическими вибропрессами, отметив, что продукция преимущественно распространяется в России, однако 70% направляется в сраны ближнего зарубежья. При этом спикер подчеркнул, что события 2022 года отрицательно повлияли на своевременную поставку комплектующих, однако в текущем году этот вопрос остро не стоит.
Директор филиала компании «ЭЛКОН» Мария Качалина рассказала об опыте по реализации социально значимых проектов и выводу нового продукта в условиях турбулентного рынка. Она подчеркнула, что наравне с традиционными быстромонтируемыми и мобильными бетонными заводами в последнее время сделан упор на теплоэнергетическом оборудовании для промышленных предприятий.
«Востребованность в бетонном производстве наблюдается в разных регионах России – от Дона до Амура, — рассказала она. — Наша техника, например, работает по наращиванию потенциала аэропорта в Казани. Но в этом году фирма особенно активно сотрудничает с компаниями на крупных стройках Сибирского ФО».
Ранее «Стройгазета» сообщала, что в I квартале 2024 года спрос на аренду специальной и коммерческой техники в России оказался на 24% выше, чем в аналогичный период 2023 года.